История Индийской цивилизации уходит во тьму веков и насчитывает более 5 тысяч лет. Культура и образ жизни индийцев в Древнем мире коренным образом отличались не только от современного, но и средневекового. И тем не менее о тех временах можно составить представление как по археологическим раскопкам, так и по дошедшим до наших дней произведениям искусства: остаткам архитектурных сооружений, скульптуре, фрескам и даже литературным произведениям, часть из которых долгое время передавалась в устной форме а записана была позднее. Есть и современные романы индийских писателей, вдохновлённые их личным исследованием того периода истории своей страны.
Вот 5 известных и очень красивых фильмов в хронологическом порядке, рассказывающих истории, происходившие ещё в период Древнего Мира в Индии. Список не исчерпывающий и в нём рассмотрены только индийские фильмы.
1. Читралекха/Chitralekha/ 1964. Режиссёр: Кидар Шарма.
В главных ролях: Ашок Кумар, Мина Кумари, Прадип Кумар
Фильм снят по одноимённому роману Бхагавата Чарана Вермы о романе принца (раджкумара) и полководца Биджгупта (Ашок Кумар) с прекрасной и умной придворной танцовщицей Читралекхой (Мина Кумари) в империи Маурьев в период правления императора Чандрагупта (345 — 298 годы до н.э.).
Их роману всячески старается помешать известный гуру, йог и глава ашрама — Кумаргири (Ашок Кумар), который считается святым праведником и духовным лидером. Ведь у Биджгупта есть невеста - юная принцесса Яшодхара (Шобхана Самартх), с которой он помолвлен и на которой обязан жениться и завести наследников.
Яркий, красивый фильм с приятными песнями. Шикарные декорации: золочённые двери, резные колонны, множество скульптур, барельефов создают неповторимую атмосферу. Богатые костюмы, искусные украшения придворных дам и сановников. Диалоги, возможно взятые из романа, очень хороши. Они моментами игривы и чувственны. Герои, споря друг с другом, затрагивают глубокие вопросы соотношения добра и зла, морального и безнравственного, греха и добродетели.
2. Амрапали/ Amrapali (1966). Режиссёр: Лекх Тандон.
В основных ролях: Виджантимала, Сунил Датт, Прем Натх.
«Амрапали» повествует о девушке-сироте, которая благодаря своему непревзойдённому искусству танца была выбрана в качестве придворной танцовщицы при правителе республики Личчавов со столицей в славном городе Вайшали. Она случайно находит и выхаживает раненного воина, думая, что он является доблестным защитником её родины. А тот оказывается на самом деле переодетым махараджей государства Магадха и злейшим врагом. (Я уже рассматривала этот фильм подробно в более ранней своей статье)
Действие происходит во времена Будды около 500 года до н.э. Это ещё более роскошный благодаря своей масштабности фильм, отличающейся высочайшим качеством и художественной ценностью. Не смотря на то, что он был снят более полувека тому назад будет интересен и современному зрителю, любящему исторические фильмы.
3. Праздник весны (Фестиваль)/ Utsav (1984). Режисёр: Гириш Карнад.
В основных ролях: Рекха, Шекхар Суман, Амджад Кхан, Шаши Капур, Анурадха Патель
«Праздник весны» основан на сюжете санскритской пьесы «Маленькая глиняная тележка» (Mṛcchakatika), созданной ещё в 5 веке царём и драматургом Шудракой. Действие происходит в древнем городе Удджаини во время правления махараджи Палаки в начале 5 века до н.э.
Придворная танцовщица и куртизанка Васантсена (Рекха), убегая от назойливых притязаний на её красоту Самстханака (Шаши Капур) — зятя правителя, прячется в доме добропорядочного брахмана Чарудатта (Шекхар Суман). Она влюбляется в Чарудатта — тот молод, привлекателен, но женат и без гроша за душой. Не смотря на это между ними вспыхивает бурный роман. Тем временем из тюрьмы сбегает брат правителя, считающий себя законным наследником престола и поднимает восстание.
История фильма рассказывается от лица автора Камасутры. Богатые декорации и костюмы, украшения и причёски, вдохновлённые старинными фресками и скульптурами, воссоздают славу эпохи правления древних монархов и их намного более раскрепощённых нежели в средневековой или даже современной Индии нравов.
4. Ашока (Другие варианты названия на русском: «Император» или «Ашока Великий») / Asoka (2001). Режиссёр: Сантош Сиван.
В основных ролях: Шах Рукх Кхан, Карина Капур, Аджит Кумар, Хришита Бхатт
«Ашока» повествует о раннем периоде жизни самого известного императора государства Магадха из династии Маурьев, жившем в 3 веке до н.э. Империю должен унаследовать старший сводный брат Ашоки (Шах Рукх Кхан)— Сушима (Аджит Кумар). Принцы враждуют между собой и поэтому мать Ашоки, опасаясь за его жизнь вынуждает того, покинуть столицу империи и отправиться в добровольное изгнание. В пути Ашока случайно знакомится с красавицей принцессой Каюрваки (Карина Капур)из небольшого княжества Калинги. Он неоднократно спасает жизнь ей и её маленькому брату, ведь они тоже скрываются от захватившего их престол самозванца.
Потрясающе красивый фильм снятый не столько в декорациях, сколько среди пышных красот буйной сочной и одновременно величественной первобытной индийской природы. Поскольку сам Сантош Сиван изначально работал как оператор, то его кадры отличаются какой-то ирреальностью и волшебством при том, что в целом повествование довольно реалистичное. Борьба за власть, престол, интриги, войны и восхитительная история любви.
5. Мохенджо-Даро/ Mohenjo Daro/ 2016. Режиссёр: Ашутош Говарикер
В основных ролях: Ритик Рошан, Пуджа Хегде, Кабир Беди, Арунодай Сингх
Действие происходит в 2016 году до н.э. на пике расцвета древней цивилизации долины Инда. Это история о фермере Сармане (Ритик Рошан), который едет в славный богатый город Мохенджо-Даро, чтобы торговать на рынке. Там он влюбляется в красавицу-жрицу Чаани (Пуджа Хегде) — дочь верховного жреца. Городом правит глава Сената - Махама Рамани (Кабир Беди) со своим злобным сыном Мунджи (Арунодай Сингх). Чаани против воли обручена с Мунджи, и Сарман должен спасти её от постылого барка, а своих земляков фермеров от непосильных налогов, а затем и весь Мохенджо-Даро от стихийного бедствия.
В отличие от предыдущих фильмов, этот не столько драматический, сколько историко-приключенческий по своему жанру. Он сделан намеренно как блокбастер с высоким бюджетом, дорогими масштабными съёмками, компьютерной графикой и героем отличающимся сверхчеловеческими качествами. И по этой же причине в отличие от остальных кинокартин в этом списке "Мохенджо-Даро" совсем не затрагивает ни философские , ни смысложизненные темы на серьёзном уровне. Это полностью развлекательный фильм.
Кроме исторического характера и времени действия в период до нашей эры, все эти фильмы ещё объединяет их трагическая судьба в прокате. Ни один из них не был успешен, не смотря на значительные затраты на своё создание, красоту съёмок, роскошные декорации и костюмы, а также привлечение звёзд первой величины для исполнения главных ролей.
Можно долго спорить о причинах их провалов. В случае с «Читралекхой» (1964) частично причиной послужил не очень удачный выбор актёров, которые по возрасту не совсем подходили на свои роли. Но в 60-е годы это обстоятельство не мешало фильмам быть коммерчески успешными зачастую. В случае с «Махенджо-Даро» частично виноват не проработанный сценарий и упрощённость персонажей. Но, допустим, у «Амрапали» вообще нет каких-либо существенных недостатков. А ведь его постигла та же участь.
Всё дело в том, что в период Древнего Мира культура Индии отличалась от современной и даже средневековой Индии буквально как небо от земли. Иными были религия, обычаи, традиции, мировоззрение людей и отношения между ними. И соответственно большинству индийцев было практически невозможно не только поставить себя на место героев, но даже попросту понять их образ мысли и поступки. А также реакцию на них в обществе в тот период. Например, даже современному индийцу трудно понять, что элитарная куртизанка может пользоваться уважением, быть баснословно богата и почитаться практически как богиня.
Но в отношении большинства кинокартин из списка (за исключением только последнего - "Мохенджо-Даро") в конце концов восторжествовала историческая справедливость. Спустя годы они стали считаться классикой и приобрели культовый статус и завоевали любовь зрителей.
(с) Падмини (Анна Воронова)
-* - Все кадры из фильмов - это скриншоты с экрана, сделанные мной.
Другие статьи по теме: