Найти тему
Дестрой

Заброшенная военная база десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке "Мурена" и "Скат" в 30 км от границы с Китаем

Сегодня мы прогуляемся по заброшенной в первой половине 2000-х гг. военной базе десантно-штурмовых и десантно-высадочных катеров на воздушной подушке проектов "Мурена" и "Скат" Амурской пограничной флотилии пограничных войск, располагавшейся на полуострове Заячий.

Старая фотография ещё действующей части, выложенная Анатолием Легченко в группу служивших в этой части в ВК.
Старая фотография ещё действующей части, выложенная Анатолием Легченко в группу служивших в этой части в ВК.

После обострения отношений между СССР и Китаем, вылившимся в 1969 г. в вооружённый конфликт на острове Даманский, стало понятно, что имеющихся военно-речных сил, оставшихся после расформирования Краснознамённой Амурской Флотилии, для защиты водной границы реки Амур не хватает и речной флот стал пополняться новыми кораблями.

Одними артиллерийскими катерами, сторожевыми кораблями и тральщиками дело не ограничилось и для большей эффективности было принято решение усилить имеющийся флот на границе новыми катерами на воздушной подушке, способными перемещаться как по водной глади, так и по суше.

Так в 1980-х гг. полуостров Заячий, расположенный напротив 179-го судоремонтного завода и Судостроительного завода им. Кирова, был признан самым подходящим для основного места базирования десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке проекта 1205 "Скат" и десантно-высадочных катеров проекта 12061 "Мурена", последние из которых строились также в Хабаровске на Хабаровском судостроительном заводе выше по течению с другой стороны города.

Да и выбранное место было уже "обжито" флотом т.к. в затоне, который огибал этот полуостров, ранее находилась база самой Краснознамённой Амурской Флотилии, расформированной ещё в 1955 г. и вновь воссозданной в 1961 г. как Амурская бригада (позже дивизия) речных кораблей ТОФ.

Но уже к распаду союза отношения между странами стали налаживаться и к середине 1990-х гг. окончательно нормализовались. А в 1995 г. на базе Краснознамённой Амурской дивизии кораблей Тихоокеанского флота была создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации.

Но из за недостатка финансирования уже в 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия была расформирована и разделена на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров в составе Федеральной пограничной службы.

А по соглашению с Китаем о 100-километровой зоне, с обоих сторон было решено отвести наступательные вооружения от границы и если обычные пограничные катера не подпадали под этот договор, то с Муренами и Скатами всё оказалось гораздо сложнее в виду их способностей и вооружения, кроме того финансирования всё также не хватало.

Фото ещё действующей части с корейского сайта bemil.chosun.com.
Фото ещё действующей части с корейского сайта bemil.chosun.com.

В итоге к 2003 г. часть катеров на воздушной подушке были распилены на металл, а оставшиеся были проданы в Южную Корею и база была расформирована, а последняя "Мурена" появлялась на ней в 2006 г.

В настоящее время в Хабаровске осталось всего две "Мурены" в цехах Хабаровского Судостроительного завода, у одной из которых не хватает двигателей, которые не успели продать за границу. Но несколько лет назад в Министерстве Обороны начались разговоры о возрождении строительства "Мурен" на этом заводе.

-4

Давайте пройдёмся по остаткам былой мощи и посмотрим что осталось от этой базы.

-5

На подходе посреди дороги мы встретили последний рельс бывшего переезда. Это теперь единственное, что напоминает о когда-то подведённой к базе железнодорожной ветке.

-6

И вот мы на месте. Здесь за открытым шлагбаумом находится аппарель для выхода катеров с базы на другую сторону полуострова и схода в Амур, а справа располагался КПП с постом дежурного.

-7

И прежде чем мы пойдём на места стоянок и к гаражам, давайте пройдём к КПП.

-8

Собственно проход для личного состава.

-9

Окутанный колючей проволокой за неимением калитки.

-10

КПП пристроено к зданию, где нижний этаж занимала гауптвахта, а на верхнем этаже располагались так называемые каюты.

-11

Заранее извиняемся за качество некоторых фотографий т.к. они делались в то время, когда мы ещё не очень дружили с фототехникой.

-12

Сначала поднимемся на балкончик верхнего этажа КПП.

-13

Останки какого-то цепного механизма над входом.

-14

Разбитый прожектор.

-15

Брутально обмотанная колючей проволокой дверь.

-16

Пустые коридоры верхнего этажа.

-17

У флотских даже на суше всё по своему. :)

-18
-19

Теперь давайте поднимемся на крышу.

-20

Здесь на мачте нам встретились останки сигнально лампы Олдиса.

-21

Это такой стационарный сигнальный фонарь для оптической коммуникации, при помощи которого азбукой Морзе передаются сообщения.

-22
-23

Вид на гаражный бокс и стояночные места.

Фото ещё действующей части с корейского сайта bemil.chosun.com.
Фото ещё действующей части с корейского сайта bemil.chosun.com.

Раньше здесь всё было заставлено ДКВП.

-25

Теперь давайте спустимся вниз и заглянем на нижний этаж здания.

-26
-27

Коридор с тесными камерами "губы".

-28

А рядом в холмике были спрятаны от глаз под землёй убежища для личного состава.

-29

Они были выполнены из быстровозводимых сборных конструкций.

-30

Над столиком видна надпись "Ведение секретных переговоров запрещено!". Возможно в этом убежище предполагался ещё и крохотный запасной командный пункт.

-31
-32

Ещё одно убежище. Тут был свален различный хлам.

-33
-34

Выбираемся обратно на поверхность.

-35

И прежде чем мы двинемся дальше, давайте залезем на осветительную вышку.

-36

И осмотримся вокруг.

-37

Отсюда открывается вид на стояночные площадки и аппарели для выхода катеров как в Кировский затон, так и в акваторию Амура с другой стороны полуострова.

-38

Здание в котором мы только что были.

-39

Площадка для маневрирования и стоянок катеров.

-40

Останки ангаров и других строений.

-41

Ну а теперь пройдём к выезду для катеров на воздушной подушке.

-42

Аппарели и площадки выложены железобетонными плитами.

-43
-44

Гаражный бокс для стоянок ДКВП.

Старая фотография ещё действующей части, выложенная в группе служивших в этой части в Одноклассниках.
Старая фотография ещё действующей части, выложенная в группе служивших в этой части в Одноклассниках.

На этой фото и "Скаты" и "Мурены" у этого же бокса.

-46

Раньше на гаражах были установлены сдвижные ворота.

-47

На дверях указан номер части в.ч. 69027, но в группах служивших также постоянно фигурируют номера других частей в.ч. 10769 и в.ч. 10753, видимо потому, что все эти части с различными боевыми кораблями раньше были одной флотилией, а позже переданы в.ч. 2151.

В общем с этим моментом мы запутались и если кто-нибудь прояснит данный момент, то будем благодарны.

-48

Вид на ворота изнутри.

-49

Места для шести ДКВП.

-50

Теперь стены внутри изрисованы граффити.

-51

Пройдём к ангарам.

-52

В полуразваленном кирпичном ангаре видимо был какой-то цех для обслуживания техники.

Старая фотография ещё действующей части, выложенная Евгением Подногиным в группу служивших в этой части в ВК.
Старая фотография ещё действующей части, выложенная Евгением Подногиным в группу служивших в этой части в ВК.

Но судя по этой фотографии, крыши в нём уже не было ещё при жизни части.

-54

Внутри лишь пустота.

-55

Подпорные рёбра у стен.

-56

И автографы дембелей, которые встречаются по всей территории части, порой в самых неожиданных местах.

-57

Рядом стоят останки какого-то склада.

-58

Внутри он конечно же весь раздолбан за столько лет.

-59
-60

И около них ещё одно небольшое здание. Что в нём располагалось к сожалению выяснить пока не удалось. Возможно караульное помещение.

-61

Единственный встреченный на территории противогаз ГП-5М, вернее то, что от него осталось.

-62

Топливные ёмкости.

-63

Ещё какая-то постройка.

-64

Аппарель выхода в Амур по другую сторону полуострова.

-65

С другой стороны от боксов со сдвижными воротами расположена ещё одна большая площадка. Но здесь уже не осталось никаких плит и для чего она была нужна тоже не очень ясно.

Ну а на этом всё.

-66

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.