Сегодня мы прогуляемся по заброшенной в первой половине 2000-х гг. военной базе десантно-штурмовых и десантно-высадочных катеров на воздушной подушке проектов "Мурена" и "Скат" Амурской пограничной флотилии пограничных войск, располагавшейся на полуострове Заячий.
После обострения отношений между СССР и Китаем, вылившимся в 1969 г. в вооружённый конфликт на острове Даманский, стало понятно, что имеющихся военно-речных сил, оставшихся после расформирования Краснознамённой Амурской Флотилии, для защиты водной границы реки Амур не хватает и речной флот стал пополняться новыми кораблями.
Одними артиллерийскими катерами, сторожевыми кораблями и тральщиками дело не ограничилось и для большей эффективности было принято решение усилить имеющийся флот на границе новыми катерами на воздушной подушке, способными перемещаться как по водной глади, так и по суше.
Так в 1980-х гг. полуостров Заячий, расположенный напротив 179-го судоремонтного завода и Судостроительного завода им. Кирова, был признан самым подходящим для основного места базирования десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке проекта 1205 "Скат" и десантно-высадочных катеров проекта 12061 "Мурена", последние из которых строились также в Хабаровске на Хабаровском судостроительном заводе выше по течению с другой стороны города.
Да и выбранное место было уже "обжито" флотом т.к. в затоне, который огибал этот полуостров, ранее находилась база самой Краснознамённой Амурской Флотилии, расформированной ещё в 1955 г. и вновь воссозданной в 1961 г. как Амурская бригада (позже дивизия) речных кораблей ТОФ.
Но уже к распаду союза отношения между странами стали налаживаться и к середине 1990-х гг. окончательно нормализовались. А в 1995 г. на базе Краснознамённой Амурской дивизии кораблей Тихоокеанского флота была создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации.
Но из за недостатка финансирования уже в 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия была расформирована и разделена на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров в составе Федеральной пограничной службы.
А по соглашению с Китаем о 100-километровой зоне, с обоих сторон было решено отвести наступательные вооружения от границы и если обычные пограничные катера не подпадали под этот договор, то с Муренами и Скатами всё оказалось гораздо сложнее в виду их способностей и вооружения, кроме того финансирования всё также не хватало.
В итоге к 2003 г. часть катеров на воздушной подушке были распилены на металл, а оставшиеся были проданы в Южную Корею и база была расформирована, а последняя "Мурена" появлялась на ней в 2006 г.
В настоящее время в Хабаровске осталось всего две "Мурены" в цехах Хабаровского Судостроительного завода, у одной из которых не хватает двигателей, которые не успели продать за границу. Но несколько лет назад в Министерстве Обороны начались разговоры о возрождении строительства "Мурен" на этом заводе.
Давайте пройдёмся по остаткам былой мощи и посмотрим что осталось от этой базы.
На подходе посреди дороги мы встретили последний рельс бывшего переезда. Это теперь единственное, что напоминает о когда-то подведённой к базе железнодорожной ветке.
И вот мы на месте. Здесь за открытым шлагбаумом находится аппарель для выхода катеров с базы на другую сторону полуострова и схода в Амур, а справа располагался КПП с постом дежурного.
И прежде чем мы пойдём на места стоянок и к гаражам, давайте пройдём к КПП.
Собственно проход для личного состава.
Окутанный колючей проволокой за неимением калитки.
КПП пристроено к зданию, где нижний этаж занимала гауптвахта, а на верхнем этаже располагались так называемые каюты.
Заранее извиняемся за качество некоторых фотографий т.к. они делались в то время, когда мы ещё не очень дружили с фототехникой.
Сначала поднимемся на балкончик верхнего этажа КПП.
Останки какого-то цепного механизма над входом.
Разбитый прожектор.
Брутально обмотанная колючей проволокой дверь.
Пустые коридоры верхнего этажа.
У флотских даже на суше всё по своему. :)
Теперь давайте поднимемся на крышу.
Здесь на мачте нам встретились останки сигнально лампы Олдиса.
Это такой стационарный сигнальный фонарь для оптической коммуникации, при помощи которого азбукой Морзе передаются сообщения.
Вид на гаражный бокс и стояночные места.
Раньше здесь всё было заставлено ДКВП.
Теперь давайте спустимся вниз и заглянем на нижний этаж здания.
Коридор с тесными камерами "губы".
А рядом в холмике были спрятаны от глаз под землёй убежища для личного состава.
Они были выполнены из быстровозводимых сборных конструкций.
Над столиком видна надпись "Ведение секретных переговоров запрещено!". Возможно в этом убежище предполагался ещё и крохотный запасной командный пункт.
Ещё одно убежище. Тут был свален различный хлам.
Выбираемся обратно на поверхность.
И прежде чем мы двинемся дальше, давайте залезем на осветительную вышку.
И осмотримся вокруг.
Отсюда открывается вид на стояночные площадки и аппарели для выхода катеров как в Кировский затон, так и в акваторию Амура с другой стороны полуострова.
Здание в котором мы только что были.
Площадка для маневрирования и стоянок катеров.
Останки ангаров и других строений.
Ну а теперь пройдём к выезду для катеров на воздушной подушке.
Аппарели и площадки выложены железобетонными плитами.
Гаражный бокс для стоянок ДКВП.
На этой фото и "Скаты" и "Мурены" у этого же бокса.
Раньше на гаражах были установлены сдвижные ворота.
На дверях указан номер части в.ч. 69027, но в группах служивших также постоянно фигурируют номера других частей в.ч. 10769 и в.ч. 10753, видимо потому, что все эти части с различными боевыми кораблями раньше были одной флотилией, а позже переданы в.ч. 2151.
В общем с этим моментом мы запутались и если кто-нибудь прояснит данный момент, то будем благодарны.
Вид на ворота изнутри.
Места для шести ДКВП.
Теперь стены внутри изрисованы граффити.
Пройдём к ангарам.
В полуразваленном кирпичном ангаре видимо был какой-то цех для обслуживания техники.
Но судя по этой фотографии, крыши в нём уже не было ещё при жизни части.
Внутри лишь пустота.
Подпорные рёбра у стен.
И автографы дембелей, которые встречаются по всей территории части, порой в самых неожиданных местах.
Рядом стоят останки какого-то склада.
Внутри он конечно же весь раздолбан за столько лет.
И около них ещё одно небольшое здание. Что в нём располагалось к сожалению выяснить пока не удалось. Возможно караульное помещение.
Единственный встреченный на территории противогаз ГП-5М, вернее то, что от него осталось.
Топливные ёмкости.
Ещё какая-то постройка.
Аппарель выхода в Амур по другую сторону полуострова.
С другой стороны от боксов со сдвижными воротами расположена ещё одна большая площадка. Но здесь уже не осталось никаких плит и для чего она была нужна тоже не очень ясно.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.