Со слов старожилов села Березово Сасовского района Рязанской области Анны Ермолаевны Сорокиной, Марии Григорьевны Макаровой и Анны Анисимовны Журавлевой готовили это угощение еще их бабушки и прабабушки.
О чем идет речь? О калиннике. Том самом, который сейчас участвует в конкурсе "Вкусы России". Правда, не в том старинном первозданном виде, а в обновленном и адаптированном к современным реалиям благодаря команде рязанских кулинаров.
По старинному рецепту пирог готовился из ржаной муки, так как пшеничная мука в те времена являлась роскошью и была на столе только у «богатеев». Название пирога – «Калинник» – пошло от его начинки – калины. Ягода росла в ближайшем лесу и была доступна всем. Со временем хозяйки разнообразили начинку, начав добавлять сушеные прошлогодние яблоки.
Но, на смену печей пришли электродуховки. Рецепт практически был утрачен. Пока его не переоткрыли во время гастрономической экспедиции - два года эксперты в области туризма и гастрономии объезжали районы региона, собирая уникальные бабушкины рецепты. Затем в кондитерской кафе "Графин" более 6 месяцев шла работа по адаптации старинного рецепта к современным условиям.
А 1 мая 2019 года калинник впервые появился в фестивальном меню «Кухня Рязанского Края». Это ежегодный фестиваль, который проводится в лучших ресторанах Рязани с 1 по 31 мая. Сначала гости высоко оценили вкусовые качества калинника, затем он успел побывать побывать на столе рязанского губернатора, представить Рязанскую область в Совете Федерации России.
А вот, что вспоминает соучредитель Ассоциации кулинаров рязанского края, управляющий кафе "Графин" и "Старый Мельник" Дмитрий Кирилин, об отклике шеф-повара Константина Ивлева насчет калинника:
- Вот какое дело, встретил я в Санкт Петербурге на Megustro Константина Ивлева. Перекинулись парой слов и добрались до Калинника. Я знал мнение Шефа о нашем детище, но заочно, и не мог не спросить «в лоб». Константин подтвердил, что Калинник не зашел вообще и разнес в хлам. Спорить я не стал, но вывод сделал – Если этот вкус не понятен шефу такого уровня, то у него большое будущее. Главное, что в него верю я и вся наша команда. Статистика четкая: Калиник нравится 50/50 при первом знакомстве. Если удается уговорить повторно, то результат тот же 50/50, следовательно, уже 75/25 и т.д., что вселяет веру в его перспективу. Главное, что 100% говорят: «Ни на что не похоже». Вкус калины уникален, на мой взгляд-вкус из детства, вкус зимы, горки, снежков, крепости, снеговика и т.д. Я четко помню, когда в том же городе, три года назад я впервые попробовал эмульсию из красной рябины от Олеси Дробот и те эмоции, которые я испытал свежи в моей голове по сей день. Вот с калиной та же история. Возможно не для всех существует эта нить и вкус может показаться неожиданным. Ассоциации возникают разные от не свежего белья до испорченного продукта, но это первые впечатления. И тут на защиту калины приходят такие личности, как Раклет, Тет Де Муан и еще целый полк знаменитых сыров, Хамон, Хумус, Маслины, Квашеная капуста и Бочковые огурцы, Вяленая рыба и множество вкусов, которые при первом знакомстве могут показаться странными. Но при этом они узнаваемы из тысяч, неповторимы и уникальны. И я не в коем случае не хочу спорить с Шефом, уважаю его мнение и очень благодарен за него. Есть и другие великие Шефы, которые разделяют мнение Константина и им огромное спасибо. Есть, к счастью, и те, кто находят калинник интересным и перспективным, пока не идеальным, но с будущим. И мы не перестаем работать над его совершенствованием, балансом вкуса и текстур, сочетанием с напитками, удобством транспортировки и узнаваемостью. Для нас это еще ребенок, требующий заботы, внимания, ухода и образования. Главным аргументом продолжать работу с «малышом» для меня являются просьбы семьи принести домой парочку, повторные заказы гостями, покупка в качестве гастрономического сувенира гостями города. Вот....
В конце прошлого года КАЛИННИК стал СИМВОЛОМ НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЫ РОССИИ 2020. К настоящему времени он успели побывать во многих странах мира, в том числе в Канаде, Соединенных Штатах Америки, Израиле, Польше, Греции, Иране.
Теперь новый гастрономический бренд Рязани, в котором умело переплелись традиции прошлого и технологии современности, претендует на звание гастробренда России.
Кстати, в первом национальном конкурсе продуктов #ВкусыРоссии уже приняли участие тысячи россиян, отдав более 200 тысяч голосов за понравившиеся гастрономические бренды 79 регионов России!
Друзья, надеюсь статья вам понравилась! Я много пишу о культуре и туризме рязанской губернии. Заходите на мой канал, подписывайтесь, оставляйте свои комментарии. Будет еще много интересного !
А про уникальные рязанские старинные блюда (с рецептами) можно прочесть здесь!