Найти в Дзене
LearnOff — русский язык

Худшие романы великих писателей. Эрнест Хемингуэй, Стивен Кинг, Джоан Роулинг — кто еще «промахнулся»?

Оглавление

Полностью субъективный список.

Хемингуэй смотрит на свое имя в списке с иронией и недоумением
Хемингуэй смотрит на свое имя в списке с иронией и недоумением

Цель этого поста — не в том, чтобы убедить вас, что эти книги плохие. Они просто не подходят нашим вкусам и убеждениям.

1. Джеймс Джойс «Поминки по Финнегану» (1923 — 1939)

-2

Роман «Поминки по Финнегану» похож на один из тех монастырей на вершине горы, где после десятилетий постоянной учебы, тяжелой работы, самоотречения, медитации и полного отсутствия секса вы достигаете полного просветления:

-3

Полное просветление — это здорово, но у людей есть дети, с которыми нужно играть и гулять, и супруги, которые ждут, что вторая половинка починит кран или приготовит обед. А у читателя Джойса (не говоря уже о переводчиках, которые перевели на русский язык пока что только 2/3 романа) банально нет на всё это времени...

2. Герман Гессе «Степной волк» (1927)

-4

В 1922 году Герман Гессе опубликовал роман «Сиддхартха», который и почти 100 лет спустя считается шедевром. Он раскрыл тему просто и вместе с тем многослойно. Но, как и большинство авторов, внезапно ставших живыми классиками, Гессе не смог повторить этот подвиг при следующей попытке.

Пять лет спустя он опубликовал «Степного волка» — сборную солянку об одиноком мужчине в кризисе среднего возраста, да еще со сбитым духовным компасом. Это был неожиданный стилистический поворот на 180 градусов от «Сиддхартхи»: бессмысленный трудноуловимый сюжет, изложенный суконным языком:

-5

Гессе часто говорил, что «Степного волка» неправильно поняли. Возможно, потому, что большая часть сюжета — это сон... или не сон... или сон... или не сон...

3. Эрнест Хемингуэй «За рекой, в тени деревьев» (1950)

-6

«За рекой, в тени деревьев» — не просто худшая книга Хемингуэя. Это просто плохая книга. Роман представляет собой серию ретроспективных кадров о романтическом путешествии в Венецию. Главный герой, 50-летний полковник Ричард Кантуэлл, после второго инфаркта буквально прощается с жизнью, решив напоследок посетить город на воде. Слишком знакомо: это «Жизнь взаймы» Ремарка, только с опозданием на 20 лет пополам с «доброй» литературной традицией приезжать а Венецию не жить, а умирать. Сюжет статичен, а эмоций и «красивостей» слишком много для творчества Хемингуэя:

-7

Книгу, кстати, разгромили и критики. По понятным причинам Хемингуэй был огорчен, но два года спустя, в 1952 году, он послал всех критиков подальше, чем в Венецию, написав «Старик и море».

4. Филип Рот «Грудь» (1972)

-8

Нет, это не эротический роман. Это пародия лауреата Букеровской и Пулитцеровской премии Филипа Рота на «Превращение» Франца Кафки. Человек однажды просыпается и обнаруживает, что превратился в гигантскую грудь весом 155 фунтов. Мы не выдумываем! Одна часть гигантской груди хочет отдаться телесным желаниям, другая часть пытается сохранить остатки человеческого разума. В том числе и в «этих самых» сценах, из которых книга состоит чуть менее, чем полностью:

-9

Возможно, ни один крупный писатель не преуспел так эффектно в мастерстве написания плохой книги, как Филип Рот. Трансцендентно, сказочно ужасно! Самого Рота хватило от силы на 80 страниц текста. Хуже «Груди» только «Я и Он» Альберто Моравиа, но там хотя бы обошлось без метаморфоз...

5. Стивен Кинг «Томминокеры» (1987)

-10

Учитывая, что Стивен Кинг написал 60 романов, это «чудо чудесное», что в его библиографии можно найти всего лишь одну по-настоящему плохую книгу. Обычно Кингу как-то удавалось вместить в рамки литературной формы свое неуемное воображение. Но...

-11

Как честно признавался сам автор, он часто писал под воздействием алкоголя и самых разных веществ, но с «Томминокерами» он явно превысил дозу. В общем, все умерли.

6. Чак Паланик «Кто все расскажет» (2010)

-12

Паланик — бесстрашный экспериментатор, чем и интересен. Но «Кто все расскажет» — наименее удачная попытка Паланика перетряхнуть литературные формы. По сути, это типичная голливудская история, адски перенасыщенная подробностями.

Лучший способ одолеть роман — постоянно держать открытым на соседней вкладке «Кинопоиск» или IMDb. Зачем? На каждой странице вас встретит с десяток имен золотой эпохи Голливуда:

-13

Вместо того, чтобы прибавить газу повествованию, бесконечный поток имен в романе может стать огромным тормозом.

7. Джоан Роулинг «Случайная вакансия» (2012)

-14

Джоан Роулинг, завершив сагу о Гарри Поттере, решила написать настоящую «взрослую» книгу. Так появилась на свет «Случайная вакансия» — очень мрачный и амбициозный взгляд на то, как городок Пэгфорд обнажает свою гнилую сущность после внезапной смерти уважаемого местного деятеля.

Домашнее насилие, употребление наркотиков и секс на кладбище — лишь верхушка айсберга. Что под водой? Конечно же, классовое и социальное угнетение. Всё так. Но стиль романа неровный, за динамичным повествованием постоянно следуют сухие отсылки к местному законодательству и не прибавляющие ясности сюжета предыстории:

-15

Такие «качели» хороши были ... лет этак 120 — 150 назад. Но Джоан Роулинг в своих исследованиях пока что далеко до Энтони Троллопа, не говоря уже об Эмиле Золя...

-16