Найти в Дзене
Слово не воробей...

Стили интерьера. Часть 2.

Оглавление

КЛАССИЦИЗМ

Термин «классицизм» происходит от латинского «classicus» – образцовый, норма, порядок. Классический стиль - XVII - начала XIX в., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Античные и четкие формы античного искусства принимаются за образец для подражания.

Обычно различают классицизм XVII и XVIII - начало XIX веков (последний часто именуется «неоклассицизмом»).

В Классическом стиле происходит отказ от чрезмерной роскоши «барокко» и «рококо». Начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей.

В архитектуре и дизайне интерьеров с классическом стиле, становится обязательной симметрия. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Широко распространилась мода на маленькие комнаты. В помещениях стали использовать простые двери, классические сдержанные карнизы, камины «ясных» очертаний из красивого мрамора, увенчанные большими простыми зеркалами, белые потолки, стены, окрашенные в белый, серый или бледно-зеленый цвета.

Декор сводится к самому необходимому. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

АМПИР

Ампир — от французского «empiere» - Империя. Этот стиль зародившегося во второй половине XVIII века и стал завершающим аккордом в стиле классицизм.

Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи.

-2

Стиль Ампир - парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской и Греческой империи. Он утверждал идею императорского величия, с помощью монументальных массивных портиков, в архитектурно - воинственных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы, скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п.).

Великолепие и зрелищность - вот две главные характеристики ампира. Классицизм времён Наполеона I получил название АМПИР. Он должен был символизировать величие и могущество державы созданной генералом Бонапартом.

Архитектура в этом стиле монументальная, а интерьер в стиле Ампир холодный и расчетливый. Здесь главенствует покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей.

Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашивают в белый цвет и отделывают по углам простым декором. Экономно введённые в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.

Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед («Ника»). Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов. Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды.

Зеркала играют огромную роль в стиле ампир и появляются над кроватями, на створках дверей. Посреди будуара ставили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир.

Для украшения окна в стиле Ампир применялись легкие шторы, обычно из шелка или тюля. Шторы в стиле Ампир состояли из отделанного бахромой ламбрекена в виде фестона, двух остроугольных боковых складок и двух боковых полотен, изготовленных из той же ткани. Полотна закрывали половину ширины окна и были обильно задрапированы. Драпировка украшалась так же лентами из шелка или тюля. Ткань для драпировки обычно использовалась голубого, розового, зеленого и фиолетового оттенков. Гардины из тюля, собранные внизу, служили прекрасным дополнением драпировок в стиле Ампир.

Карнизы изготавливали из красного дерева и украшали строгим бронзовым орнаментом. Позднее их начали оформлять круглыми деревянными штангами, заканчивающимися шарами, шпилями. Шторы крепились к карнизу при помощи деревянных колец.

РОКОКО

В 20-х годах XVIII века зарождается стиль «Рококо», считающийся легкомысленным, несерьезным и игривым. Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д.

Интерьеры в стиле Рококо чаще всего бывают в частных домах и загородных дворцах. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

-3

Мебель украшена причудливыми орнаментами, состоящими из завитков. На потолочных сводах и стенах изобилие лепных узоров, масок Амуров. В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

По мере того, как балдахины становились все менее тяжеловесными, появились «половинные» балдахины: шелк и хлопок пришли на смену более тяжелым тканям, таким как бархат, парча и расшитые гобелены, которые использовались в эпоху барокко.

Преобладает спокойная цветовая гамма. Разбеленные цвета пастельных оттенков, в будуарах соседствуют с бордо, синим, беж, красно-золотым.

АРТ – НУВО

Арт - нуво – (от франц. art nouveau - новое искусство) возник во второй половине XIX века в Европе. Стиль как декоративное и орнаментальное направление модерна.

Стиль Арт - нуво примечателен, прежде всего, извилистыми и плавными очертаниями, линия в этом стиле приобретает самостоятельное значение как средство выразительности. Линия же является основой орнамента, выполняя стилеобразующую функцию, становясь воплощением красоты.

-4

Главной отличительной чертой этого стиля выступает декоративность, а ее основой уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Особенностями этого стиля являются природные и растительные мотивы. Это и вьющиеся растения, и изображение женских фигур со струящимися волосами, птичьи и звериные символы, мотивы лесных духов, русалок, распущенных женских волос в воде, цветов, стеблей растений и т.д.

Портьеры, обивка мебели, обои почти всегда с прихотливым растительным орнаментом, крупными цветками или японскими мотивами. Япония как раз входит в моду. Изысканными считаются палевые, серебристые, лиловые, серовато-зеленые цвета. А так же популярна цветовая гамма: перламутрово-белая, серебряная, бледно-голубая, зелено-голубая, бежевая, рыжая с элементами черного.

МОДЕРН АВАНГАРД

Модерн (модернизм) – это, прежде всего, все новое и передовое. Данный стиль предполагает использование самых современных разработок в интерьере и архитектуре. Приветствуется включение в интерьер таких материалов, как металл, стекло, пластик. Стиль также характеризует четкая геометрия пространства. На его основе возникли все современные направления и стили: такие как минимализм и хай-тек.

-5

Модерн обычно делят на два основных направления - декоративное и конструктивное. В первом, мебель могла превращаться почти в скульптуру. Конструктивное направление требовало упрощенных форм и рентабельного декора.

Большой интерес проявляется к изменяющимся формам – трансформам. Быстрое изменение пространства достигалось за счет раздвижных или складчатых дверей, а также многофункциональной мебели. Окна являются важной частью интерьера. Они должны быть как можно более просторными, иногда занимающими всю стену и так же, как двери, раздвижными или поворотными.