Найти тему
РОЛЬФ

Где и как покупали автомобили 20 лет назад

Хотя 20 лет назад ситуация на автомобильном рынке России была уже не той, что при Советском Союзе с его тотальным дефицитом и анекдотическими очередями на машины, назвать идеальной ее по-прежнему было нельзя. Еще не отшумели до конца «лихие 90-е», когда любой мало-мальски прибыльный бизнес контролировали бандиты. Между тем, в 2000-е процесс начал «устаканиваться»: открыли свои автосалоны дилеры, в первых рядах которых, к слову, был РОЛЬФ. В них можно было абсолютно свободно, а самое главное, безопасно, купить новый автомобиль, на который даже предоставлялась гарантия.

Однако большинство россиян денег на новую машину не имело, кредиты в то время давали очень редко, и процесс был сложнее. Чаще всего автомобиль покупали с пробегом. Способов поиска было несколько.

«Из рук в руки». Многие, наверняка, еще помнят этот «бумажный аналог интернета». Газета издавалась с 1992 года, и в начале «нулевых» как раз переживала пик популярности. В ней публиковались бесплатные объявления о продаже всего на свете, в том числе и автомобилей. Предложений было настолько много, что в некоторых регионах (например, в Москве) для авто- мототематики выпускалась отдельная газета, выходящая каждый день.

Но фотографий в ней почти не было (максимум одна, плохого качества, в платном варианте), да и количество печатных знаков в объявлении было ограничено. Покупателю приходилось только надеяться на добросовестность продавца, но часто при просмотре вариант серьезно не дотягивал до желаемого. Чтобы увидеть «товар лицом» и иметь при этом выбор, нужно было отправляться на авторынок.

«Мытищи», «Люберцы», и, конечно, известная всей стране «Южка» – автолюбителям той поры не нужно было пояснять, как найти популярные рынки. Некоторые были более-менее официальными и работали каждый день (как, например, «Южный порт»), но большинство по всей России открывалось только по выходным, как стихийный пристанционный авторынок в Обнинске. Нравы там царили те еще: запросто могли «впарить» автомобиль, восстановленный после серьезной аварии или с перебитыми номерами.

Ведь по правилам того времени перед продажей авто нужно было снять с учета и заключить с покупателем договор в «конторе», их на рынках и в окрестностях было достаточно. Но вот юридическими и тем более техническими проверками там не занимались, и возможные проблемы падали потом на плечи добросовестного приобретателя.

Попадали на рынки автомобили из разных источников. Продаваемые простыми гражданами (некий аналог современного trade-in) документально были, конечно, самыми «чистыми», однако по состоянию самыми «усталыми» – российская эксплуатация накладывала свой отпечаток. Те, кто хотел машину «без пробега по РФ», обращались к перегонщикам, которые также стояли на рынках, и могли предложить как вариант из наличия, так и пригон на заказ, либо же отправлялись за автомобилем самостоятельно.

Для этого вовсе необязательно было ехать за рубеж. «Беспробежные» авто можно было найти и на территории России – правда, в самых крайних ее точках. Рынки «Борисово» в Калининграде и «Зеленый Угол» во Владивостоке в те годы были настолько огромными, что даже обойти все ряды за один день было практически невозможно, не говоря уже о том, чтобы осмотреть каждый понравившийся автомобиль – глаза разбегались. Что характерно, «кидалово» на этих рынках случалось намного реже, чем в Москве и Подмосковье – местные ценили свой бизнес, в ту пору очень престижный и выгодный.

Покупателям, особенно постоянным – перегонщикам из центральных областей – продавцы охотно шли навстречу. Во Владике помогали найти контейнер или «ракету» (место в вагоне-«ракетовозе», цельнометаллическом товарняке с дверями) для доставки авто, а калининградские «продаваны» могли даже выгнать купленную машину в Беларусь, ибо через территорию Литвы россиян уже тогда пропускали только по загранпаспорту, которого у многих покупателей не было.

Кстати, про Литву. Очень много автомобилей приходило к нам в начале «нулевых» именно из этой страны. Тамошней «автомобильной Меккой» был рынок в городе Мариямполе – он существует до сих пор. Однако словосочетание «литовская машина» несло негативный оттенок из-за большого количества восстановленных авто. Впрочем, качество работ порою было настолько высоким, что позволяло не только успешную перепродажу, но и впоследствии беспроблемное пользование. Часто конечный покупатель – где-нибудь в Ярославле – годами не догадывался, что ему пригнали машину, собранную из нескольких. Тем более, что изменить за деньги в таможенных документах страну ввоза было в те годы делом обыкновенным.

Свои секреты и «милые шалости» были и на Дальнем Востоке. Их ноу-хау – так называемые «конструкторы»: автомобили, ввозимые по частям (чаще всего без двигателя) и собираемые назад в единое целое уже на территории РФ. Актуально это стало с октября 2002 года, когда стоимость растаможки существенно подняли, дабы поддержать отечественного производителя. Высшим пилотажем дальневосточных «гонял» стали «неразборные конструкторы»: авто, пригоняемые под документы отслуживших своё старых машин. Ничтоже сумняшеся им делали замену... обоих номерных агрегатов: и кузова, и двигателя. Год выпуска при этом оставался прежний – бывало, на 15-20 лет старше реального.

В общем, время было сложное, неспокойное, но интересное. Сегодня мы живем несколько скучнее – но стабильнее. Автомобиль с пробегом можно просто пойти и купить в салоне РОЛЬФ – надежно, уверенно, в любой день и практически в любое время суток. А что будет еще через 20 лет – посмотрим.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Рекомендуем прочитать:

Авто
5,66 млн интересуются