И не пытайтесь говорить, что не знает группу Kansas. Даже если название их главного хита вам ни о чём не скажет, то стоит только ткнуть в запись, вы сразу воскликните: «А, ну да, ага-ага, точно, знаю!…». Поэтому, не откладывая в долгий ящик, ознакомьтесь с первыми нотами «Dust in the Wind». Но это будет 1977 год, до которого у американского коллектива было несколько занимательных работ. В частности, одноимённый дебютник 1974 года «Kansas».
Скрипка + хард-рок
Для замыленного бесконечными альбомами семидесятнической музыки уха, возможно, тяжело найти что-то звучащее необычно-незнакомо (как пел А.Я. Розенбаум). Но даже на фоне вычурных прогрессив-команд золотой эпохи рок-музыки первый альбом Kansas сумел выделиться. Ознакомившись с описанием жанров, в которое входили «арт-рок», «прог-рок», «хард-рок», и крайне расплывчатая формулировка «AOR» (под которую можно было подогнать едва ли не каждую третью хотя бы чуть рок-мэйнстримовую банду), меньше всего ожидаешь услышать с первых секунд залихватскую скрипичную мелодию, родом практически с Октоберфеста.
Но в этом весь дебютный альбом Канзас. На нём скрипка спокойно соседствует с традиционными атрибутами рока той эпохи – зафузованными электрогитарами, электрорганом и достаточно жирной линией баса. Скрипач Robby Steinhardt действительно сумел привнести изюминку в жанр, который казалось бы, уже определил своё звучание. Однако, этот инструмент не всегда смотрится органично, если загоняться в рамки стиля. Например, уже на первой композиции слушателя может, если не шокировать, то сильно удивить заметный уклон в прогрессив-фолк.
Прогрессивный Октоберфест
Одной из стойких ассоциаций сразу стала группа Steeleye Span. В которой, помимо прекрасного голоса Maddy Prior, немаловажную роль играла скрипка. У Канзаса же нет чёткой ориентации в фолк, но они регулярно заходят на эту территорию. Причём, если в той же «Can I Tell You» мы сразу окунаемся в танцевальную бурю, то на «Lonely Wind» инструмент звучит достаточно эстрадно и даже попсово (тут и прогрызается такой назойливый и слащавый АОР). А на «The Pilgrimage» доходит до смешного, и мы переносимся в деревню к рэднекам с их извечным кантри-фолком.
Кстати, с хард-прогом на дебютном альбоме Kansas 1974 года всё, как минимум, гладко. А иногда и начищено до блеска. Как (на мой взгляд) в самой яркой именно хардовой композиции «Belexes». Типичный «пёпловский» рифф, максимально органичный орган (о как!), и, конечно же – великолепный вокал Стива Уолша. Он вообще является украшением всего диска, ради него стоит послушать хотя бы несколько композиций (а их и не так много). Как по мне, скрипка здесь добавляет «цыганщины», которая смотрится в хард-проговом боевике несколько враждебно.
Кинг Кримсон и Ко
Конечно, особое внимание на прогрессив-альбоме следует уделить длинным композициям. Традиционно для прог-рока на «Kansas» они есть, даже в количестве трёх (если не считать бонусного кавера на J.J. Cale). На них особенно раскрывается именно эклектичность стиля группы. Да, это не King Crimson с их звуковыми экспериментами, и не Van der Graaf Generator с размашистой структурой. Канзас по построению «лонгов» ближе скорее к Rush,как по жанру. Но по мелодике "канзасцы" мне даже кажутся несколько сочнее в определённых моментах. Постоянно звучащий чистый орган перемежается резкими и отрывистыми аккордовыми частями, граничащими с жанром space rock. Скрипка, на мой вкус тут становится серьёзнее, и раскрывается как инструмент, необходимый для цельного построения композиции, а не как бедный родственник, заглянувший в деревню поиграть немножечко кантри.
На «Apercu» Робби Стейнардт выдаёт свою лучшую партию на альбоме. Нет – она не поражает техничностью. Но как удивительно точно попадает скрипка в тон трека и буквально защёлкивается в свой паз. Её минорное звучание, как никогда кстати.
Гибель Матушки-Природы
Конечно, самой мощной и эпичной композицией является «Death of Mother Nature Suite», которая рекомендована к ознакомлению всем любителям хард-прогрессива 70-х. Из названия нетрудно догадаться, что текст посвящён мировой экологической проблеме, которая была актуальна ещё в середине прошлого столетия. Жирнейшие гитарные партии и густой бас, который окутывает слушателя, словно нефть при крушении танкера. А Стив Уолш расходится здесь не на шутку и даёт экспрессию, достойную концовки альбома.
Подытоживая, могу сказать, что скрипка в хард-роке не всегда смотрится уместно. Например, мне она не очень приглянулась именно как добавление жанров кантри и фолк. Однако, когда Kansas умело вкрапляет её в свои «эпики», то получается весьма органичный замес.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Я вкладываю в написание много сил, поэтому надеюсь, что просьба подписаться, прокомментировать и порекомендовать её в социальных сетях, не станет для вас обузой!