Христианский храм, воплощавший в себе образ Вселенной, воздействовал на прихожан всемерно: великолепием архитектуры, живописными образами, богатством интерьера, речью проповедующих священников. Он был призван раскрывать догматы веры, а также, создавать особую атмосферу, заставляющую верующих воспринимать церковь как место, где, действительно, пребывает сам Всевышний, и где человек находится если не на само́м небе, то максимально близко от него. Не последнюю роль в создании этой «божественной ауры» в храме играла музыка, которая стала неотъемлемой частью церковных обрядов и богослужения.
Иоанн Златоуст говорил: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение».
Каноничность, являющаяся общей характерной чертой византийской культуры, проявлялась и в музыкальном искусстве. Каноном определялись жанры и виды песнопений, состав и количество исполнителей, средства музыкальной выразительности, время и место звучания музыки в церковной службе и т.д. Все эти правила были закреплены в специальной богослужебной книге, называемой «Уста́в».
Церковная музыка могла исполняться только лицами мужского пола (женщины не имели право участвовать в богослужении, за исключением женских монастырей, так как на основании библейской легенды о первородном грехе признавались более греховными, чем мужчины).
Пе́вчие – солисты и хор – исполняли песнопения только одноголо́сно (в унисо́н) и без инструментального сопровождения (a’capélla). Это должно было символизировать единство веры в единого Бога.
Само же исполнение, как правило, было антифо́нным (от греч. «звучащий в ответ») – когда во время службы, фразы песнопений исполнялись поочерёдно двумя разными группами хора, располагавшимися в церкви по разные стороны от алтаря.
Строго регламентированным был и набор жанров церковной музыки. На ранних этапах в храме исполнялись псалмы́ (в ед. числе – псало́м) - тексты из Ветхого Завета, написанные легендарным царём-поэтом Давидом, который «расслышал пение небес» и донёс его до людей, а также гимны, которые сочиняли лучшие поэты-богословы Византии – Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Григорий Назианзин и другие.
В период зрелого средневековья любимыми духовными жанрами стали кано́н (в данном случае это слово употребляется не в значении «правило», «образец») и тропа́рь. Каноном называлась музыкально-поэтическая композиция, состоящая из девяти разделов, своим содержанием восходящих к определённым частям «Ветхого Завета». Тропарь же являлся торжественным песнопением хвалебного содержания и входил, как составная часть, в более крупное музыкальное произведение.
На основе всех песнопений, исполнявшихся в церкви, сложилась самая главная церковная служба в православии – литурги́я (от греч. «служение», «общее дело»), являющаяся основным храмовым действом, символически раскрывающим суть христианского учения, и приобщающая прихожан к вере, через таинство евхаристии (причастия).
Важная роль в создании музыкально-певческого канона в Византии принадлежит философу, учёному, теоретику искусства, поэту и музыканту Иоанну Дамаски́ну (676–756 гг.). Он систематизировал церковную музыку Византии, создав особую музыкальную систему, названную «Осьмогла́сие» (др.-греч. Ὀκτώηχος, от ὀκτώ «восемь» + ἦχος «голос»), разделив всю исполняемую в церкви музыку на восемь ладов (голосов или мотивов), которые стали основой музыкального языка византийской духовной музыки, принятого позже во всех странах христианской традиции.
Отметим, что особое значение здесь придавалось даже самому числу «восемь», мыслящемуся как «два» умноженное на «четыре». Согласно христианской числовой символике «2» – было числом Христа (слияние в нём человеческой и божественной сущности), а «4» – в данном случае обозначало четыре конца креста, то есть орудие казни Иисуса. Таким образом, «два» (умноженное) на «четыре» символизировало распятого Спасителя.
О символике чисел в средневековой музыке читайте здесь.
С именем Дамаскина часто связывают и закрепление способа записи культовой музыки с помощью особых знаков – невм (в ед.числе – «невма», от др.греч νεῦμα - «знак рукой или глазами, кивок»). До появления невменных знаков музыка бытовала в устной традиции и передавалась от учителя к ученику.
Невмы, хотя и не заменяли ноты, но помогали певчим запоминать церковные распевы и использовались, в основном, в качестве напоминания об особенностях уже ранее разученной (знакомой) им музыки. Это были знаки, располагающиеся над словесным текстом и обозначающие, в самых общих чертах, направление мелодии. До принятия европейской музыкальной нотной грамоты, невменные знаки были единственным способом записи музыки в византийской православной церкви.
В Византии при монастырях и храмах создавались специальные школы, в которых певчие с раннего детства в течение многих лет обучались нелёгкому музыкальному искусству.
Трудно переоценить всю значимость музыки, исполняющейся во время церковной службы. С одной стороны, она должна была услаждать дух молящегося в храме своей стройностью и красотой.
Однако, как говорил Григорий Нисский: «Церковная музыка, простая и благочестная, в которую облачаются божественные слова, имеет своей целью пояснить, истолковать смысл того, что сказано в гимне, и с помощью мелодических переходов голоса открыть смысл, скрытый в словах песнопений». Следовательно, пение рассматривалась как «пояснение» догматов веры. Кроме того, музыка «отрешала» человека от всего земного, от суетных мыслей, освобождая его дух (хотя бы на время службы) из плена телесного, приближая его к миру горнему. О значении музыки в византийской церкви,
Старец Порфи́рий Кавсокаливи́т, говорил следующее: «Византийская церковная музыка сама по себе есть наставление … она смягчает душу человека и постепенно переносит её в другие духовные миры. Звуки византийской музыки источают радость и услаждение, вводя человека в духовный мир».
Заканчивая этой статьёй разговор о культуре Византии, постараюсь подытожить всё ранее сказанное.
Итак, византийская культура - это уникальный сплав абсолютно разнородных течений, направлений и влияний; в ней соединились черты Восточного и Западного искусства, античного и средневекового мировоззрений, светского и духовного начал. Блеск и роскошь в византийском искусстве легко уживается с утончённой духовностью и аскетизмом, строгая регламентация, каноничность, затронувшая все виды художественной деятельности, сочетается с определённой свободой выражения и постоянным духовным поиском.
Самое же главное, что оставила миру Византия, это удивительное храмовое искусство, являющее собой замечательный синтез всех его видов, до сих пор производящий неизгладимое впечатление на тех, кто оказывается его зрителем, даже не будучи христианином и, вообще, верующим человеком. Исследователь византийского искусства В.Н. Лазарев писал об этом так: «Церковные издания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам».
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.
Больше о культуре Византии читайте в публикациях на моём канале:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.