Найти тему
Soundscapes Of Darkness

Horna – Kuoleman Kirjo

Обложка альбома
Обложка альбома

Четверть века творческого пути, 10 полноформатных альбомов. Под занавес двадцатого года двадцать первого столетия культовая финская блэк-метал группа Horna выпускает свой десятый полноформатник, продолжая сотрудничество с лейблом W.T.C. Productions. За всё время существования коллектива за штурвалом находится неугомонный маэстро Шатрауг, создатель, гитарист и основной композитор Horna, единственный участник группы, который пребывает в её составе с самого начала.

Шатрауг, гитарист и лидер группы
Шатрауг, гитарист и лидер группы

Шатрауга часто называют деспотом, говоря о его роли в своих основных формациях, и он сам открыто признавал это. Тем не менее, в последнее время Шатрауг даёт больше пространства остальным участникам группы. Второй гитарист коллектива, Инфекшн, держится в составе уже более пятнадцати лет, учитывая период, когда он числился ещё как сессионный участник. Настолько долго ещё никому не удавалось продержаться в составе группы, конечно же, не считая самого Шатрауга. «Kuoleman Kirjo» содержит вклад каждого из гитаристов.

Инфекшн, второй гитарист
Инфекшн, второй гитарист

«Kuoleman Kirjo» - это сырой и зловещий блэк-метал, исполненный преимущественно на высоких и средних скоростях, суровый, но в то же время содержащий узнаваемую финскую мелодику. Если сравнить этот альбом с полноформатниками из отдалённого прошлого, то больше всего сходства найдётся с «Haudankylmyyden Mailla» (1999) и с первым диском двухдискового «Sanojesi Äärelle» (2008). В плане инструментальной составляющей и всеобщей подачи материала эти творения похожи. На них лишь разные вокалисты.

«Saatanan Viha», первый трек альбома

Больше всего сходства в целом можно найти с «Hengen Tulet» (2015), предшествующим полноформатным альбомом Horna. Там был такого же плана мощный и напористый материал, там же был и текущий вокалист коллектива, Спеллгот. При этом на позапрошлом альбоме, «Askel Lähempänä Saatanaa» (2013), где Спеллгот дебютировал в составе Horna, его вокал несколько отличался. В нём было больше разнообразия, но на «Askel Lähempänä Saatanaa» и сама по себе музыка была разнообразнее, с более чёткими вариациями скоростей и сменами тем. «Hengen Tulet» и «Kuoleman Kirjo» более бескомпромиссны в своей подаче, и Спеллгот исполняет свои партии соответствующим образом.

Спеллгот, вокалист
Спеллгот, вокалист

«Kuoleman Kirjo» - монолитная работа. Альбом целостнее, чем тот же «Hengen Tulet», да и вообще он по этому параметру превосходит многие другие альбомы группы. В любом случае «Kuoleman Kirjo» демонстрирует то, что и следует ожидать от блэк-метала, равно как и от сего коллектива, в частности. Это агрессия, мрачность, инфернальная атмосфера и трагизм. Но всё же следует отметить, что подобного рода целостность вкупе с солидным хронометражем (13 треков, 70 минут), возможно, потребует определённого настроя для прослушивания альбома и погружения в его атмосферу. На «Hengen Tulet» было больше броских композиций.

LRH, ударник
LRH, ударник

Однако, при всей целостности материала, внимание на себя иногда перетягивает чистый вокал, временами звучащий с заднего плана, а порой являющийся основным на определённых отрезках. Надо сказать, что это не абсолютное новшество для Horna, потому что вставки чистого вокала были даже на «Sudentaival» (2001), самом остервенелом и прямолинейном альбоме. Но всё равно, такого акцента на чистом вокале, как, например, на композиции «Haudattujen Tähtien Yönä» у группы в прошлом не было.

«Haudattujen Tähtien Yönä», седьмой трек альбома

Фишка с партиями чистого вокала также была замечена на живых выступлениях группы. Припевы «Kuoleva Lupaus» и «Merkuriana» зачастую исполняются чисто в живую. Так что это тем более не назвать стопроцентным новшеством, хоть такого количества чистого вокала на прошлых альбомах не было. Так или иначе, можно смело сказать, что этот ход удался на «Kuoleman Kirjo», ибо сей приём использован уместно, в умеренных количествах, что не нарушает целостность работы и не идёт вразрез с ожиданием.

VnoM, басист
VnoM, басист

Итог. «Kuoleman Kirjo» - качественно исполненный и подобающим образом записанный блэк-метал. Единственным минусом альбома можно назвать отсутствие явных хуков, типа «Kuoleva Lupaus», «Baphometin Siunaus», «Örkkivuorilta» или «Black Metal Sodomy». С этим у группы дела были заметно лучше даже на соседнем альбоме, который уже начинался с подобной вещицы, композиции «Amadriada». Однако «Kuoleman Kirjo» впечатляет как своей стилистикой, так и атмосферой, поэтому работа слушается с интересом.

Купить альбом через официальный сайт лейбла W.T.C. Productions.

Купить альбом через bandcamp-страницу лейбла W.T.C. Productions.