Найти в Дзене
Княжна Тараканова

"Как будто Володя воевал..." Так сказал его дядя-фронтовик, когда услышал "Штрафные батальоны"

В 1970 году Высоцкий отвечал на анкету, которую притащил рабочий сцены театра Анатолий Меньшиков.

В ответ на вопрос о своей любимой песне Высоцкий написал: "Вставай, страна огромная!" Меньшиков был разочарован: "Я думал, Володя, ты человек серьезный, а ты шутками отделался". - "А что тебе не нравится?" - "Да вот... "Вставай, страна огромная" - это же патриотическая песня, ее хором поют..."

Глаза у Высоцкого сузились, он как будто прострелил Меньшикова насквозь: "Щенок! Когда у тебя мороз по коже пойдет от этой песни, ты поймешь, что стоит за этим".

"И только потом,- поздним умом я понял, что в анкете он нигде не покривил душой. Я узнал про его военное детство. Понял, что значила для него эта песня. "

Победа пришла благодаря каждодневной и еженощной работе, противоестественной человеческой натуре, а часто и непосильной.

Владимир Высоцкий. На братских могилах.
Владимир Высоцкий. На братских могилах.

Сразу после Победы не нафантазируешь: каждый воевавший имел представление, что такое бой и что такое жизнь и смерть. Впечатления для своих военных песен Высоцкий почерпнул именно тогда, из разговоров и бесед взрослых - отца, дяди.

Когда Алексей Владимирович, дядя поэта, услышит потом "Штрафные батальоны", то скажет: "Это ж надо - как будто Володя воевал..."

Он, конечно, по малолетству не воевал, в начале войны маленькому Володе едва исполнилось 3 года. В марте 1941 года Семёна Владимировича, отца Высоцкого, призвали на военную службу. Через четыре месяца началась война, и в июле Нина Максимовна с сыном отправились в эвакуацию на восток страны. Там, в деревне Воронцовка, недалеко от Чкаловска, они прожили два года.

Летом 1943 года Нина Максимовна и Володя возвратились в Москву. К тому времени родители Высоцкого уже знали, что их брак распался и в семью Семён Владимирович не вернётся. Годом ранее в его жизни появилась Евгения Степановна Лихалатова - володина мачеха, "мама Женя", как звал ее поэт. Развод родителей стал поводом к появлению в автобиографической песне Высоцкого — «Балладе о детстве» — строчек: «Возвращались отцы наши, братья / По домам — по своим да чужим».

Не маловажный эпизод детства Высоцкого - два года в Германии. Семен Владимирович там служил и взял сына к себе.

Через неделю, как устроились, Володя прибежал к мачехе, маме Жене, взволнованный: "А ты знаешь, что мы живем у фашиста?". Где-то нашел он фотографию, на которой был хозяин дома в немецком мундире. С этого дня мальчик стал очень дерзко вести себя с фрау Ани, хозяйкой дома. Отношения накалились до такой степени, что Семен Владимирович был вынужден переехать в другой дом. Но Володя был непримирим: однажды, встретив фрау Ани с мужем, он подбежал к нему и начал кричать: "Вилли, ты - фашист! Фашист! Фашист!"

10-летний Володя Высоцкий со своим отцом Семёном Владимировичем и мачехой Евгенией Степановной, 1948 год
10-летний Володя Высоцкий со своим отцом Семёном Владимировичем и мачехой Евгенией Степановной, 1948 год

В доме у Высоцких в Эберсвальде собирались люди, доверяющие друг другу. Частым гостем был и дядя Володи - Александр Владимирович, которого он очень уважал. Гордился им даже больше, чем отцом! "Нет, ты не понимаешь, это боевой офицер!" Алексей Владимирович - артиллерист, прошел всю войну. Командовал противотанковой батареей - это, считай, штрафбат, уцелеть почти невозможно. Понятно, говорили о войне, всю правду, без прикрас!

Конечно, впечатлительный мальчик, будущий бард, поэт, многое вынес из этих бесед.

Юный Владимир Высоцкий с отцом, мачехой и семьёй дяди, 1947 год.
Юный Владимир Высоцкий с отцом, мачехой и семьёй дяди, 1947 год.

Всерьез началась для Высоцкого военная тема в творчестве, когда он пришел в Театр на Таганке. Любимов поставил к 20-летию Победы спектакль "Павшие и живые". Это был даже не спектакль, скорее поэтическая композиция по стихам военных поэтов: Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Межирова, Константина Симонова, Михаила Кульчицкого... Оформление предельно аскетичное: три дороги, Вечный огонь. Вот для этого спектакля Любимов и попросил Высоцкого написать песню. Причем, задача была очень сложной, написать нудно было от от имени немецких солдат. Высоцкий справился с блеском, написал песню точную по психологии, не кривляющуюся, сильную.

У Высоцкого около полусотни песен, так или иначе связанных с войной. Среди них есть знаменитые, которые он сам часто исполнял - "На братских могилах...", "О погибшем друге", "Штрафные батальоны", "Военная песня", "Песня о госпитале", "Сыновья уходят в бой", "Тот, который не стрелял", "Про Сережку Фомина"... Другие реже - "Баллада о ненависти", "Баллада об оружии", "В плен - приказ: не сдаваться, - они не сдаются", "Песня о конце войны"...

Владимир Высоцкий. Только он не вернулся из боя.
Владимир Высоцкий. Только он не вернулся из боя.

Сохранилось немало историй, откуда Высоцкий черпал сюжеты песен.

"Мы не давали себе отчета - откуда все это берется. Еще одна новая песня - ну и хорошо. Даже если и узнавали что-то из нашей жизни, то никто не обращал внимания. Ну, например, меня вывезли из блокадного Ленинграда. Володя часто просил меня рассказать о блокаде - и я рассказывал, что знал..."
Артур Макаров

Так родилась "Ленинградская блокада" :

Я вырос в ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял,
Я видел, как горят в огне Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял...

-5

Секрет военных песен Высоцкого - то, что все они, так или иначе, истории из жизни. Причудливо трансформированные талантом поэта.

Хотя сам Высоцкий говорил : "Я все придумываю, иначе это не было бы искусством. Я думаю, это настолько придумано, что становится правдой".

Но так придумано, что от жизни не отличишь! А иные рассказывают вполне жизненную историю, а не веришь...

Песни мои - сюрреальные: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, никогда и не видим. Десять процентов я беру из чьих-нибудь рассказов и собственных впечатлений, а на девяносто процентов придумано. Иначе нет тайны, ее даже песней не назовешь, какая же это поэзия?! Героев я не ищу - в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей. Есть глаз, есть ухо, слышишь и видишь все вокруг. Трудно объяснить, где я беру героев для песен - вот они здесь, вы все здесь передо мной сидите...