Найти тему
Блог студии Снегири

Как создается комедия?

Оглавление

Комедия один из самых популярных и коммерчески успешных жанров, ведь основная эмоция, которую хочет получить человек развлекаясь - это радость и смех. О природе смеха и том, как создать успешную комедию и пойдет речь в этом материале.

Откуда берется смех?

Единой теории о феномене смеха у ученых нет, но есть разные варианты. В течение нашей жизни с нами происходят разные вещи или мы становимся свидетелями каких-то событий, в результате которых, мы испытываем целый спектр эмоций. Но ввиду социальных установок в нашем обществе мы подавляем многие чувства и  не выражаем их открыто. На то, чтобы чувства скрыть мы тратим дополнительную энергию.

Смех же дает восполнить эту энергию и снять напряжение.  Особенно если в комедии мы встречаем схожую с нашей жизнью ситуацию. Эта теория была разработана Фрейдом.

Действительно, когда мы под другим углом смотрим на то или иное событие, через смех выходит весь негатив. Смех - своего рода терапия, которая помогает какие-то свои страхи вытащить и посмеяться над ними, и, возможно, через этот выплеск и избавиться от них.

Такси ( 1998 )
Такси ( 1998 )

Составляющие комедии

  • Новизна

В комедийной подаче ситуации важна новизна и оригинальность.  Потому что если собирается набор того, что уже было в разных историях зрителю просто будет не интересно. Смех появляется тогда, когда происходит что-то, чего мы не ожидаем - все что угодно, но чтобы там была новизна.

  • Несоответствие

Тут работает инструмент “рыба на суше”, когда герою очень сложно адаптироваться под ситуацию, он находится в  непривычном для себя окружении и не может там долго находиться.  Так возникает несоответствие, которое дает довольно сильные эмоции как самому герою, так и зрителю.

  • Правда

Понятно, что в комедии все гиперболизировано, но в целом правды должно быть много. Именно на комическом отображении близких к реальности ситуаций строится большое количество юмора. Достаточно посмотреть пару стенд-ап выступлений, чтобы понять это.

  • Конфликт

Конфликт в комедии часто возникает благодаря тому, что его вызывает сама суть юмора. Юмор часто выражает то, что в обычной жизни мы скрываем.

  • Краткость

Комедия лаконична. Когда мы смешим кого-то, все действия должны быть максимально короткими, иначе зрителю станет тяжело следить за тем, с чего началась комедия. Лучше рассказать историю в двух предложениях, чем в двух абзацах.

  • Разнообразие

Разнообразие кроется в длине фраз, в темах и приемах. Между собой  приемы должны повторяться как можно реже, а шутки не  должны повторяться вообще, если это не рефрен.

  • Трудности

Затруднения главного героя, то чему он противостоит, риск и ставка в комедии могут быть не прямой угрозой жизни, а какой-то наоборот с виду, ничтожной. Трудностью в комедии может стать и порванный носок или потеря очков.

Гуляй, Вася! ( 2016 )
Гуляй, Вася! ( 2016 )

Как сделать так, чтобы комедия работала

  • Естественность

Естественность заключается в том, что автор не заставляет героя делать что-то, что противоречит его архетипу и сущности. То есть, не создает и не утрирует намеренно какие-то ситуации, только потому, что так будет смешнее. Неестественность - это одна из тех вещей, которые могут погубить даже очень классную историю.

  • Уместность

Тоже самое касается препятствий, конфликтов, абсурдных происшествий. Если они неуместны, убирайте их, пусть будет меньше юмора, но история сохранит путь героя и качество.

  • Органичность

Важно сохранять причинно-следственную связь. С героем что-то происходит, поэтому он делает то, это и то, в итоге получается вот так и герой делает так. Это важно для каждого жанра, но в комедии соблазн нарушить логику повествования сильнее, не поддавайтесь ему.

  • Плотность

Есть эффект открытого холодильника, иногда его можно создать, но не надо злоупотреблять им. Что это значит? Зритель вышел из кинотеатра и только придя домой и открыв холодильник понял, о чем кино или, еще хуже, до него наконец дошел смысл той или иной шутки.

Чем чаще встречается юмор, тем лучше. Тем не менее, чтобы не нарушить причинно-следственную связь, сваливать все шутки в кучу нельзя. Чем меньше шуток, тем больше шанс, что зритель начнет выключаться из истории, ему просто станет скучно. Но про законы драматического искусства, структуру и развитие характеров тоже нельзя забывать. Ищите баланс.

  • Обратная связь

Старайтесь обратную связь просить у тех, кто имеет отношение к сценариям, чтобы понимать что из того, что будет написано будет смешно в кадре. Так как шутка вне экрана, если ее нельзя визуализировать, может повести себя не так, как вы ее придумали. И помните, что чувство юмора достаточно субъективный момент.

Дурацкое дело нехитрое ( 2014 )
Дурацкое дело нехитрое ( 2014 )

Основные приемы комедии

  • Взаимодействие и действие

Сам по себе, в отрыве от локации и отрыве от других героев герой не всегда работает. Потому что комедийный персонаж должен вступать в конфликт со всем, чем только можно. Конфликт - это не обязательно перепалка, конфликт - это  любое соприкосновение с чем либо. Пошел в банкомат и зажевало карту? Это уже конфликт.

Герой, как правило, в кадре не один, а взаимодействует с ансамблем персонажей. Эти взаимодействия тоже важно построить так, чтобы в каждом из них было противостояние, конфликт.

Все решения и внутренние установки героев должны быть продиктованы тем, что происходит с главным героем. У каждого персонажа по отношению к главному герою должна быть своя функция и важно, чтобы эти функции у второстепенных персонажей не пересекались. Просто забавный персонаж, который ни на что не влияет не нужен, убирайте такого.

  • Персонажи

Характер персонажа и комичное в нем должно проявляться через поступки, события, обстоятельства. Комедийный персонаж честнее и откровеннее, чем человек в жизни.  Следите чтобы ваш персонаж был более открытым, чем в реальности.

Антагонист, как правило, есть в каждом жанре, но часто в комедии антагонист - сам персонаж. За счет своих недостатков и особенностей характера он попадает в сложные и нелепые ситуации, которые и порождают конфликт. В каждой сцене антагонистом может выступать какое-либо обстоятельство или персонаж, но глобально виноват сам герой.

В Мальчишнике в Вегасе, например, герои вступают в конфликт с собой вчерашними, во время мальчишника. А в сериале Друзья, скажем, нет одного антагониста, герои сами себе враги.

У каждого персонажа комедии есть главная черта характера - называется комедийная перспектива. И это черта - основной источник всех сложностей героя.

Друзья ( 1994 - 2004 )
Друзья ( 1994 - 2004 )

  • Где заложить юмор

Чтобы написать комедию нужно сразу определиться, где будет юмор. А именно, что будет основным инструментом комедии: характер героя, история взаимоотношений с кем-то, ситуации, в которые попадает герой, реакции героя на ситуации.

Юмор можно заложить в уникальности ситуации. Например, условный Вася Васин начинает участвовать в поимке разбойников, потому что его с кем-то перепутали. Или наоборот, самый необычный герой в обычной ситуации, как, допустим, Физрук. Он необычный,  но находится в обычной обстановке, в школе. Он находится в состоянии “рыба на суше” потому что и другие не понимают с кем столкнулись и сам герой тоже не понимает, что мир теперь другой.

Нужно понять, кто и что является источником проблем - сам герой или какие-то обстоятельства, окружение, среда, в которой оказался герой.

Так или иначе, основной инструмент комедии - это юмор. Юмор, который используется уместно и грамотно, обогащая путь героя и естественно вытекая из того, что с ним происходит. Больше обучающих материалов в энциклопедии начинающего сценариста >>>>>