Меня часто спрашивают, как можно жить в тайге?
Отвечаю: в тайге можно жить хорошо, а можно плохо. Тайга – это кузница человеческих судеб. И каждый сам себе кузнец. Как будешь трудиться, так и жить будешь.
Но цивилизация добралась и до Эвенкии. Почти в каждом доме стиральные машинки, мультиварки и прочая бытовая техника. У нас в доме, например, есть и посудомоечная машина, и душевая кабинка, и унитаз. Другое дело, что в минус 40-50˚C септик может перемёрзнуть, и тогда толку от всего этого никакого, так декор, но, к счастью, такое происходит редко, хотя морозами ниже минус 40˚C здесь никого не удивишь. Просто, чтобы септик перемерз, он должен быть переполнен, но мы стараемся этого не допускать, заказывая откачку септика в зимний период спецмашинами. Так что быт в Эвенкии тоже можно наладить, были бы у хозяина руки золотые, а всё остальное будет.
Асфальт имеется правда только в центральном посёлке Тура. Там же межрайонная больница, администрация.
Школы и детские сады есть почти в каждом поселке. А вот полиции почти нигде нет, даже участковый не везде. Например, участковый посёлка Нидым, находится в 30 км от поселка, в Туре. И никого это не смущает. В Нидыме 170 человек и все они прекрасно обходятся без него.
Нет в Эвенкии ночных клубов, ресторанов, парка развлечений, торговых центров, салонов красоты. Но женщины тоже хотят быть красивыми, поэтому при желании можно и маникюр сделать, и стрижку. Главное знать, где и у кого.
В посёлке Тура также находятся:
краеведческий музей, библиотека, культурно-досуговый центр, центр народного творчества, детская школа искусств, физкультурно-оздоровительный комплекс, стадион, Туринский медицинский техникум.
Так что дети могут посещать самые разные кружки и секции. Спортсмены нередко выезжают в другие регионы на соревнования (лыжи, вольная борьба).
Так что хорошо жить в Эвенкии можно, и детей поднимать можно, было бы здоровье и желание, а хандрить в тайге некогда.
Если говорить о нашей семье, то у нас свой огород, куры. На зиму делаем заготовки, варим варенье, замораживаем ягоды, овощи и зелень. Ковыряться в огороде мне нравится, это затягивает. Каждый день что-то делаешь понемногу, наблюдаешь, как всё растет и зреет, радуешься, когда дети таскают с грядок помидоры, редиску или щавель. От земли идёт колоссальная энергетика. Если без фанатизма и не на пределе своих возможностей трудиться на земле, то отдача невероятная, словно наполняешься энергией, а если и чувствуешь усталость, то на физическом уровне и обязательно с оттенком удовлетворения от проделанной работы.
Рядом с домом стоит баня и гараж-мастерская. У мужа в тайге свое охотничье хозяйство, как у любого охотника. Он тоже любит своё дело. Даже когда сильно устаёт и валится с ног, в его глазах плещется радость и счастье. Он на своём месте. Жить в городе он уже не сможет, только выживать, а жить – уже нет. Тайга поселилась в его сердце навсегда, и уже не отпустит его.
Меня часто спрашивают, ездим ли мы отдыхать. И я всякий раз теряюсь, что ответить. Что есть отдых? Ответ у каждого свой. Для кого-то отдых – это море и пляж, для других нет ничего лучше активного отдыха, а третьи предпочтут экскурсии и дорогие рестораны, шопинг. Для нас самый лучший отдых дома. Ведь мы живём в самом экологически чистом районе страны, на берегу живописных рек, рядом с озерами и лесом. Мы можем взять палатку и отправиться на лодке в небольшое путешествие, можем организовать шашлык на берегу и позвать друзей, можем каждый вечер готовить ужин на костре, и купаться, купаться и купаться.
На море мы тоже можем поехать. И в Европу, и в Америку. Проблема лишь в том, что мы не хотим. Вполне возможно, что когда мы выйдем на пенсию, то нам захочется куда-то съездить, но не сейчас. Хотя ради справедливости должна признаться, что на море мы всё же были, просто снова нам пока туда не хочется.