Миф №1 - музыке нужно учиться с раннего детства. Можно и с детства, но известно множество примеров, когда музыканты стали заниматься достаточно поздно и достигли больших успехов. Святослав Рихтер начал заниматься в 14 лет и стал выдающимся пианистом, Антон Брукнер написал своё первое "зрелое" сочинение Мессу N1 в 40 лет. Также и Рихард Вагнер только в 12 лет начал учится играть на рояле, по представлениям музыкальных педагогов даже в 6 лет начинать уже поздно, и лишь после 15 лет сделался музыкантом. Пётр Ильич Чайковский уже после окончания училища правоведения решил серьёзно заниматься музыкой. Это произошло в 21 год! Советский композитор Арам Ильич Хачатурян начал заниматься музыкой в ещё в школе, он играл на тубе и фортепиано, однако родители не были в восторге от этого увлечения. После окончания школы он год отучился на физико-математическом факультете, страсть к музыке возобладала, и в 19 лет Арам Хачатурян поступил в Гнесинское Училище.
Миф №2 - музыканту обязательно иметь абсолютный слух. Некоторые педагоги, даже маститые, придерживаются похожего мнения. Русский композитор и педагог С.И. Танеев считал, что нужно иметь абсолютный слух, чтобы писать музыку. Но что такое абсолютный слух, когда появилось это понятие? Абсолютный слух - умение слышать высоту ноты и сразу назвать, что за нота звучит. Например, до-диез.
Вообще, это тема отдельной заметки, но если вкратце, то, очевидно, понятие "абсолютный слух" сильно изменилось после повсеместного распространения равномерной темперации. То есть в 18-м веке! Именно тогда стали доступны и употребимы 24 тональности.
Раньше использовали тональности с одним-двумя знаками. Камертон звучал ниже, интервалы были немного другими из-за мезотонического строя или иных систем темперации. До 18 века у комозиторов был какой-то другой "абсолютный" слух. То есть, абсолютный слух не константа, которая не изменялась со временем, а умение мозга быстро определить ноту. Такое умение считается врождённым, но развить его можно и в зрелом возрасте. Однако, давайте вернёмся к теме: композиторы уже упоминавшиеся выше, Рихард Вагнер, Пётр Чайковский, а также Альфред Шнитке НЕ обладали абсолютным слухом. Может здесь есть совпадение?
Миф №3: когда грустно, нужно слушать весёлую музыку
Именно печальная музыка помогает многим людям справиться с плохим настроением. Почему так происходит? Дело в том, что грустная музыка, песни, обостряют наше чувство грусти – и заботливый мозг выделяет специальные гармоны, чтобы нас утешить. Во-вторых, грустные песни, созвучные с настроением человека, его психическим состоянием, помогают смягчить переживание. Довольно часто за утешением к грустным песням обращаются тинейджеры. Такому подходу к переживанию кризисных ситуаций есть и исторические подверждения. Например, печальные плачи-причеты традиционно исполнялись, когда невеста покидала родительский дом и переезжала в дом к жениху.
Миф №4 - музыканты не работают «побочно», они зарабатывают только творчеством. Это, к сожалению, далеко не всегда так. Например, Феликсу Мендельсону повезло родиться в семье банкира и известного филантропа Авраама Бартольди. Отец вкладывал средства в обучение Феликса, спонсировал его гастроли.
Франц Шуберт оставил после себя невероятное количество музыкальных шедевров: более 600 вокальных композиций, 9 симфоний, оперы "Розамунда". Современники сравнивали его по силе таланта с Моцартом, а он зарабатывал совсем небольшие деньги лишь преподавая в школе. В свободное от работы время Шуберт сочинял музыку и лишь за полгода до смерти дал свой первый сольный концерт, который принёс ему около восьмиста гульденов.
Композитор Антон Веберн зарабатывал на жизнь дирижированием, в том числе в оперетте, которую ненавидел. Но со временем стал работать дирижером на более престижных должностях.
А Рихард Вагнер (о, снова он! 🙂) вообще не стремился зарабатывать. Он считал, что у него, как у гения человечество в долгу и брал в долг у Ференца Листа, и других приятелей и друзей, не заботясь о том, чтобы возвращать занятое. И Вагнеру ни по чём бы не расплатиться, если бы не король Людвиг II Баварский, влюблённый в его творчество. Король выплатил огромные долги Вагнера, построил ему замок в Мюнхене, и стал давать композитору большое денежное содержание.
#развеиваем мифы