Наверняка каждый слышал о кристаллах Swarovski, но никогда не задумывался, почему эти кристаллы не относятся к драгоценным камням?
Для того, чтоб разобраться в этой теме, следует вернуться больше чем на 100 лет назад.
В 1862 году в Богемии на территории Австро-Венгрии родился будущий основатель компании Swarovski – Даниэль Сваровски. Рождение в семье потомственных мастеров по огранке богемского хрусталя во многом определило профессиональное образование и специализацию Даниэля – он стал первоклассным органщиком хрусталя.
Путь к созданию многомиллионной компании Swarovski начался в 1889 году, когда Даниэль посетил Всемирную Выставку в Париже, которая была посвящена первым машинам, работающим на электричестве. Предприимчивый молодой человек сразу заинтересовался, как можно использовать такие восхитительные технологии как электрические машины для своего огранного дела. Спустя пару лет он изобрел первую электрическую ограночную машину, которая позволяла повысить скорость огранки и улучшить качество граней, а также наносить очень мелкие грани на камни маленьких размеров. Такая обработка позволяла из обычного стека или хрусталя получить камень, максимально имитирующий драгоценный. Его электрическая ограночная машинка и идея по созданию камней небольших размеров с идеальными гранями, которые имитировали драгоценные камни, были уникальными, этот факт позволил Даниэлю первому занять пустую нишу в сфере предпринимательства.
Семейный бизнес разрастался, нанимались сотрудники, совершенствовалась методика огранки стекла для получения имитации драгоценных камней. Один из партнеров Swarovski - Георг Штрасс (ювелир и стекловар) - в ходе своих экспериментов получил свинцовый хрусталь*.
Необычный сплав + уникальная огранка Даниэля Сваровски = камень, максимально похожий на бриллиант.
Такой камень стали называть «страз» (его фамилия на немецком языке Strass), а в русском языке закрепилось слово «стразы». Украшения из со стразами Swarovski, заинтересовали людей, которые не могли себе позволить настоящие бриллианты.
Для дальнейшей раскрутки бренда после Второй Мировой Войны использовался агрессивный маркетинг и привлечение голливудских красавиц для рекламы, о чем я расскажу позже.
Резюмируя вышеизложенное, кристаллы Swarovski не являются драгоценными камнями, так как это лишь стекло или хрусталь с идеальной огранкой, за счет которой камень сияет аки бриллиант. Метод огранки до сих пор строго засекречен, за счет чего кристаллы остаются уникальными уже более 120 лет.
Несмотря на уникальность, не стоит рассматривать изделия Swarovski как вложение денег, ведь ценность драгоценных камней с годами растет из-за их редкости и сложности добывания. А из хрусталя и стекла и через 100 лет будут сделать украшения.
*Начиная с 2012 года кристалл Swarovski не содержит свинца.