Прочитал интересную статью о том, что на пути роста и саморазвития мы проходим через несколько стадий. За несколько лет своей трансформации, после отказа от алкоголя, потом от мяса, потом перехода на живое питание, изучения десятков книг по саморазвитию, новых открытий, знаний и опыта, я тоже проходил все эти стадии. Думаю многим знакомо чувство, когда у тебя происходит переход на какой-то новый уровень в знаниях или навыках, то хочется "открыть всем глаза"). Многие в ЗОЖ сфере через это проходили.
Поэтому я решил рассказать об этих стадиях более подробно, я считаю, что примерно так оно и есть.
Стадия №1
На первой стадии у нас появляется желание, чтобы нам помогли в интересующем нас вопросе более старшие и опытные коллеги, всё объяснили, рассказали, буквально пересадили свой мозг со всеми знаниями и опытом.
Эту стадию мы проходим, как только начинаем заниматься своим саморазвитием. У нас ещё нет своего опыта отслеживания процессов, мы ещё не умеем доверять себе, нам нужны подсказки и регулярная поддержка. Огромное количество противоречивой информации кружит нам голову, мы во всём пытаемся разобраться, но часто ещё больше запутываемся, поскольку нам не хватает ни терпения, ни навыков, чтобы разобраться в сути и получить конкретные результаты.
У нас появляется много вопросов, но мы редко удовлетворены ответами, поскольку нам нужны не практические рекомендации по работе, а чтобы "учитель" волшебным образом своими ответами на наши вопросы сразу изменил нашу ситуацию. В итоге мы тратим большое количество времени на поиски вопросов, неувязок и противоречий, вместо того, чтобы попробовать самим во всем разобраться и приступить к конкретным действиям.
На этой стадии мы можем застрять надолго, а кто-то на ней застревает навсегда. Можно всю жизнь задавать вопросы, коллекционировать ответы и про себя считать, что таким образом постигаются знания, набирается опыт и мудрость, хотя по факту такой метод не уводит дальше уровня диванного мыслителя.
В итоге мы рано или поздно понимаем, что никто не в состоянии разъяснить нам всё то, что мы хотим узнать. Какой бы мудрый "учитель" не встретился нам на пути, он не сможет объяснить нам вкус арбуза настолько, чтобы мы действительно его почувствовали. Он сможет только объяснить где его взять и как его правильно есть, а остальное уже дело нашей личной практики.
На этой стадии есть риск заиграться и начать регрессировать, считая, что "учитель" нам не только должен сам выбрать и купить арбуз, но и пригласить нас в гости, разрезать для нас сей чудесный плод, накормить с рук и прибрать за нами все издержки производства. Он же лучше нас знает что, где и как, вот и пусть поделится своим опытом с нами. В итоге мы больше думаем о том, чтобы такого ещё спросить, а не что конкретное нужно сделать.
Более того, не удовлетворившись ответом одного "учителя", мы идём спрашивать у следующего, а потом у следующего, а потом у следующего, и так до бесконечности. В итоге мы можем застрять на этом уровне, поскольку нам по факту становится интересно не развитие, а нам больше интересно находить подтверждения своей правоты и непогрешимости, а этот процесс полностью противоположен развитию.
Есть ещё одна ловушка, в которую мы часто попадаем на этом этапе - это перенос ответственности на "учителя", вселенную, методику и ещё кого-то. В проблеме, которая у нас вскрывается виноваты все, кроме нас самих, а в конфликтных ситуациях мы видим себя только как жертву. Хотя сами же эту ситуацию создали, надумали или спровоцировали.
Перенос ответственности за свою жизнь на других и желание получить помощь и консультацию неразрывно связаны и вытекают одно из другого. Пока мы не взяли ответственность на себя, нам нужен тот, кто подскажет, объяснит и на кого можно в случае чего всё свалить.
Стадия №2.
На второй стадии к нам приходит осознание, что никто, кроме нас самих, нам помочь не в состоянии, и начинается период кропотливой самостоятельной работы над собой.
На этой стадии к нам приходит чёткое понимание, что всё нужно пропускать через себя и проживать самому. Что бесполезно бесконечно дискутировать и примеряться, надо просто брать и делать, пробовать и проверять всё на практике. Мы уже пытаемся почувствовать то, что мы делаем, а не понять это умом. Да, вопросы у нас по-прежнему возникают, но мы их задаём уже сами себе и ищем ответы на них самостоятельно.
В ответах и присутствии "учителя" на этой стадии уже нет такой необходимости, поскольку всё, что может посоветовать "учитель" - это "иди и делай". А для этого у нас есть всё необходимое.
Стадия №3.
На третей стадии к нам приходит неудержимое желание помочь другим, поскольку появились первые открытия, озарения, умения, знания и навыки в том или ином вопросе, в котором мы разобрались и хочется этим поделиться и «причинить всем добро». На этой стадии нам хочется всех спасти, догнать и спасти ещё раз).
С первыми серьезными результатами у нас возникает желание помочь другим, поскольку на этой стадии становятся видны причины не только наших проблем, но и чужих. Соблазн помочь очень велик, но если уж мы решили встать на путь здоровья тела и души, то рано или поздно нам необходимо осознать, что именно стоит за нашим неудержимым желанием помочь.
Если разобраться в мотивах, то чистого желания помогать там может и не оказаться. Мы помогаем не другим, а себе. Помогая, мы можем пытаться исправить своё прошлое, мы бессознательно заботимся о себе в лице других людей.
Проблема в том, что чем больше власть этой проблемы над нами, тем больше мы можем пытаться помогать другим в ущерб своему здоровью, времени, интересам, личному пространству, а иногда и здоровью своих близких.
Работая над этим вопросом нам следует помнить, что помогая другим, мы в каком то смысле, делаем за них часть работы, и таким образом сами мешаем им расти и развиваться.
Нам приятно чувствовать себя помогающим, поскольку таким образом мы можем почувствовать себя выше, умнее, опытнее и тем самым можем просто тешить своё Эго.
Желание помогать другим людям похвально, но лучше это делать по запросу, иначе от наша помощь может не принести пользы ни нам, ни тому, кому мы хотим помочь.
Стадия №4.
На четвёртой стадии приходит осознание того, что наша помощь не идёт в прок, что фактически мы растрачиваем свои ресурсы впустую, и это мешает двигаться вперёд и нам самим и тормозит тех, кому мы пытаемся помочь.
На определённой стадии нашего развития наступает период перенасыщения желанием помочь и понимание, что ресурсов на желание помощь другим тратится гораздо больше, чем на себя и свои процессы. Происходит переоценка ценностей и себя и приходит чёткое осознание, что в помощи другим на самом деле нет нужды. И желание давать советы и помогать - это всё отваливается само собой.
Стадия №5.
На пятой стадии мы выходим на новый уровень помощи - «помощь по запросу». Как бы помощь без желания помочь.
Существует ли настоящая искренняя помощь? Да, безусловно. Но такая помощь оказывается с совершенно другого уровня восприятия и это совершенно другой вид помощи. Это желание помочь без жалости и сочувствия, не беря ответственность при этом за другого человека, его процессы и результаты, без желания, чтобы нашу помощь приняли, и она пошла в прок, без необходимости ответной реакции, благодарности и т.д. Такой помощью, например, может быть дневник или блог, в котором мы можем описывать все процессы и стадии своего развития. Это помощь из разряда "я оставлю это здесь, и если кого-то заинтересует, то он увидит, прочитает, поймёт". Такая помощь более экологична и эффективна для обеих сторон.
В общем, в конце концов приходит понимание, что у всех нас свой путь и свой опыт. Как говорит Вадим Зеланд: "позволь себе быть собой, а другим быть другими". Спасись сам, и с тобой спасутся тысячи. Лучшая помощь - это просто свой положительный пример. Как и с детьми. Лучшее воспитание детей - это воспитание себя.