18 ноября 2020 года Госдума в третьем чтении приняла второй закон, которым законы о судебной системе РФ приводятся в соответствие с новой Конституцией. На 10 страницах текста удалось разместить два положения, добивающих независимость судебной власти в России:
- судьи "высших" судов попадают в личную зависимость от Совета Федерации;
- ликвидируются конституционные суды в регионах.
В этой статье разберём каждое из положений подробнее. А также попробуем понять, что все эти изменения повлекут для страны и общества в целом и для правовой культуры в частности.
Напомню, ранее был принят (на сегодняшний день уже подписан президентом) первый закон "судебной реформы", которым отрегулирована деятельность Конституционного суда. В частности, судьям запретили публиковать особые мнения. О запрете особых мнений я написал развёрнутый комментарий. Если ещё не видели, обязательно прочтите:
Запрет особых мнений в Конституционном суде. Что мы потеряем?
Личная зависимость судей от "народных избранников"
Принятый Думой закон расписывает предусмотренную обновлённой Конституцией (п. е.3 ст. 83 и п. л) ч. 1 ст. 102) процедуру: отрешение судей от должности Советом Федерации по представлению президента.
Сама по себе возможность отрешения судьи законодательным органом - нонсенс. Такой возможности нет ни у депутатов, ни у сенаторов ни одной демократической страны в мире. Даже в СССР судьи "избирались" народом, но не могли быть сняты с должности (Закон о судоустройстве СССР 1938 года). Только в ноябре 1989 года полномочия по избранию судей были переданы советам народных депутатов, которые получили возможность отзывать судей. Но толком это положение заработать так и не успело.
Вот как тут не задуматься о том, что пока власти пугают население "возвращением в 90-е", страна уже прочно вернулась в 80-е?
Возможность контроля парламента над судом - издевательство над принципом разделения властей. Это не часть системы сдержек и противовесов, а исключительно односторонний механизм контроля и подавления.
"Под колпаком" Совета Федерации окажутся тысячи судей!
В послании президента, с которого начались поправки, говорилось только о возможности президента и Совфеда снимать неугодных судей высших судов, а это только Конституционный суд и Верховный суд (в них чуть менее 200 судей). Но затем, как водится, непублично, контрольные полномочия сената распространили и на другие суды.
Теперь Совет Федерации получает возможность отстранять судей Верховного, Конституционного судов, а ещё:
- арбитражных судов округов (таких в стране 10);
- арбитражных апелляционных судов (их 21);
- суда по интеллектуальным правам;
- апелляционного и кассационного военных судов;
- кассационных (9 шт.) и апелляционных (5 шт.) судов общей юрисдикции
Итого под "ручным управлением" президента и верхней палаты парламента 50 судов! А это несколько тысяч судей!
Упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Возможно, не все понимают, о каких именно судах идёт речь. Что неудивительно: такие суды практически не рассматривают дел и никогда не попадают в новостные сводки.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ выносят решения о соответствии нормативно-правовых актов субъектов РФ конституциям (уставам) соответствующего субъекта.
Таких судов в России единицы, ведь создаются они по воле регионов. Регионы же издают законы, регулирующие их деятельность.
А вот внятного федерального регулирования нет. Более того, на федеральном уровне действует Конституционный суд РФ, решения которого могут аннулировать решения регионального органа конституционного контроля. Поэтому никакого смысла обращаться в конституционный суд субъекта нет.
В таких условиях прекращение деятельности конституционных судов субъектов могло бы выглядеть логичным: зачем пытаться вдохнуть новую жизнь в то, что давно умерло и воскреснуть не может?
Но в совокупности с другими положениями судебной реформы, в том числе, с запретом особых мнений в федеральном Конституционном суде, всё это выглядит не как нормализация работы судебной системы, а как подавление любых проявлений инакомыслия в судах.
Месяц назад, когда я опубликовал статью об особых мнениях в Конституционном суде, один из читателей написал в комментариях: "Скоро и суд отменят". Тогда это казалось смешным...
Положения об отмене конституционных (уставных) судов в субъектах по традиции появились в законопроекте к третьему чтению. А значит, утруждать себя составлением пояснительной записки авторам проекта не пришлось. Поэтому мы не узнаем, для чего именно такое решение было принято...
Авторитет судебной власти уничтожен окончательно
Оказавшись в прямом подчинении у президента и Совфеда, судьи (как любые нормальные люди в такой ситуации) будут выносить решения, оглядываясь на своих "шефов", а вовсе не на закон. О какой справедливости может идти речь, если на счету карьера и должность?
Возможно, споров граждан или организаций между собой это напрямую и не коснётся - такими делами "большой брат", как правило, не интересуется.
Но любой юрист вам скажет, что и сейчас выиграть у государства в судах так же сложно, как обыграть казино. Теперь это станет в принципе невозможно. Для госорганов это прямая дорога к злоупотреблениям: ведь они знают, что их решения суды не отменят.
Мне возразят: Пусть не будет справедливости, зато решения судов будут похожи друг на друга. А значит, мы наконец достигнем правовой определённости и единообразия судебной практики.
Нет, мы получим единомыслие судей. Чем отличаются друг от друга единомыслие судей и единообразие судебной практики, прекрасно объяснили мои коллеги (глубоко мной уважаемые) Юлий Тай и Артём Карапетов. Поэтому останавливаться на этом не буду. Если вы интересуетесь правом настолько, что готовы потратить 15 - 20 минут на юридический текст, обязательно прочитайте их интервью.
Когда люди не знают, как им поступать, чтобы не нарушить закон, они начинают смотреть судебную практику. Как решит суд в случае спора - так и сделаем. Это и есть "авторитет судебной власти". Но для этого и суд должен быть подлинно уважаемым, независимым. Иначе следовать его решениям никто не станет.
В нашей правовой действительности с уважением к суду и так "не очень". Уверен, теперь от авторитета судебной власти и следа не останется. Как и от самой "судебной власти", впрочем... Напишите в комментариях, есть ли у вас желание подчиняться решениям суда, который выносит эти решения не по закону, а с оглядкой на то, "что скажут наверху"
Правовая культура. Изменится ли она?
Как вы знаете, я изучаю правовую культуру. Выше я отметил, что уважение к суду - важная часть изучаемого явления. Именно поэтому я так трепетно и внимательно слежу за "судебной реформой" 2020 года. И, как вы помните, мне важно ваше мнение, дорогие читатели!
Напишите в комментарии: изменилось ли ваше отношение к суду после поправок? Доверяли ли вы суду ранее и доверяете ли сейчас?
И главное: голосовали ли вы летом 2020 года за принятие поправок, одна из которых уничтожает независимость судебной власти? Если это не секрет, опишите в двух словах вашу мотивацию.
Подписывайтесь на мой канал в Telegram и пройдите несколько опросов на эту тему. Мне важно мнение каждого!
Подписывайтесь на канал! Вместе мы сделаем правовую действительность лучше!