Найти тему
Russos

65 лет Ленинградскому метрополитену! Публикуем архивные документы.

15 ноября метрополитену Санкт-Петербурга исполнилось 65 лет! Вместе с Михаилом Крайновым и его проектом «Несбывшийся Ленинград» мы подготовили для вас небольшую подборку документов по постановлению о строительстве метрополитена в этом прекрасном городе.

Станция «Лиговский проспект»
Станция «Лиговский проспект»

Но сначала я вам покажу немного фотографий, которые я сделал в тоннелях Питерского метро много лет назад.

1. Первая серия  фотографий была снята в 2004 году. Это вид на электродепо «Северное».  Справа еще виден не разобранный гейт с жд.
1. Первая серия фотографий была снята в 2004 году. Это вид на электродепо «Северное». Справа еще виден не разобранный гейт с жд.
2. Оборотные тупики. Станцию уже не помню.
2. Оборотные тупики. Станцию уже не помню.
3.  Санкт-Петербург — это царство железобетона. Чугунные тюбинги  применялись только на первой очереди. Потом массово перешли на  железобетонные.
3. Санкт-Петербург — это царство железобетона. Чугунные тюбинги применялись только на первой очереди. Потом массово перешли на железобетонные.
4. А это уже 2006 год. Гермоворота.
4. А это уже 2006 год. Гермоворота.
5. Перегонный тоннель.
5. Перегонный тоннель.
6. Опять же, уже не помню, где ходил. Может это ССВ, которая тогда работала как перегон.
6. Опять же, уже не помню, где ходил. Может это ССВ, которая тогда работала как перегон.
7. Ходок в санузел.
7. Ходок в санузел.

А теперь самое вкусное. Работая в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) случайно наткнулся на проект постановления Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «о строительстве Метрополитена в гор. Ленинграде». Проект был выполнен Управлением Государственного Ордена Ленина Строительства Московского Метрополитена «Метрострой». Дело хранится в фонде 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)», оп. 49, дело 1049 «Доклад начальника строительства метро». 1940 год. Само дело содержит много материалов про строительство железнодорожных тоннелей под Амуром и в Киеве.

8. Письмо Кагановичу от заместителя начальника Метростроя Самодурова от 7 декабря 1940 года.
8. Письмо Кагановичу от заместителя начальника Метростроя Самодурова от 7 декабря 1940 года.
9. Самые основные пункты по Ленинградскому метро. Названия станций, длина, габарит, глубина заложения и тип обделки.
9. Самые основные пункты по Ленинградскому метро. Названия станций, длина, габарит, глубина заложения и тип обделки.
10.  Отдельно прописаны пункты ПВО — устройства спецсооружений для  использования станций и тоннелей для массовых бомбо– и газовых убежищ.  Самое интересное — это предусмотреть устройство дополнительных убежищ  специального типа для укрытия 5-10 тысяч человек на каждой станции. Ну и  железобетонные тюфяки. И срок окончания строительства — декабрь 1942  года. Естественно, построить 17 километров за два года абсолютно  нереально. Но строить надо срочно, поэтому можно делать без смет и  проектов.
10. Отдельно прописаны пункты ПВО — устройства спецсооружений для использования станций и тоннелей для массовых бомбо– и газовых убежищ. Самое интересное — это предусмотреть устройство дополнительных убежищ специального типа для укрытия 5-10 тысяч человек на каждой станции. Ну и железобетонные тюфяки. И срок окончания строительства — декабрь 1942 года. Естественно, построить 17 километров за два года абсолютно нереально. Но строить надо срочно, поэтому можно делать без смет и проектов.
11. Пункт 13 для меня загадка — что это дает? Ну и выделить рабочих (25 000 человек), дополнительное вознаграждение, жилплощадь.
11. Пункт 13 для меня загадка — что это дает? Ну и выделить рабочих (25 000 человек), дополнительное вознаграждение, жилплощадь.
12.  Выделить дома, оборудование и разместить заказ на изготовление щитов.  Между прочим 24 станционных, 45 перегонных и 12 станционных  блокоукладчиков. Итого 69 щитов!
12. Выделить дома, оборудование и разместить заказ на изготовление щитов. Между прочим 24 станционных, 45 перегонных и 12 станционных блокоукладчиков. Итого 69 щитов!
13. Выделение помещений, свалок, капитальные дома и грузовые трамваи.
13. Выделение помещений, свалок, капитальные дома и грузовые трамваи.
14. Выделение ресурсов, материалов, заводов, карьеров и так далее.
14. Выделение ресурсов, материалов, заводов, карьеров и так далее.
15. И даже так.
15. И даже так.
16. И отдельная глава про электроэнергию.
16. И отдельная глава про электроэнергию.
17. Изготовление тюбингов.
17. Изготовление тюбингов.
18. 75 грузомоторных и 150 прицепных трамвайных вагонов.
18. 75 грузомоторных и 150 прицепных трамвайных вагонов.
19. Обеспечить, обязать.
19. Обеспечить, обязать.

Общий мотив проекта постановления таков: Мы даем все, что нужно. Вы строите метро.

У проекта «Несбывшийся Ленинград» Михаила Крайнова в коллекции документов есть более поздние варианты этого проекта Постановления: «Мы не могли ими не поделиться, дополнив документы, которые нам показал Александр».

20. Вот так представленный выше проект стал выглядеть после того, как с ним ознакомились. 1940 год. С исправлениями. ГАРФ.
20. Вот так представленный выше проект стал выглядеть после того, как с ним ознакомились. 1940 год. С исправлениями. ГАРФ.
22. Следующая версия проекта Постановления о строительстве метрополитена в Ленинграде, 1940 год. ГАРФ.
22. Следующая версия проекта Постановления о строительстве метрополитена в Ленинграде, 1940 год. ГАРФ.
23.  Окончательная версия постановления. «Совет народных комиссаров» и  «Центральный комитет» местами в заголовке поменяли. 1940 год, ГАРФ.
23. Окончательная версия постановления. «Совет народных комиссаров» и «Центральный комитет» местами в заголовке поменяли. 1940 год, ГАРФ.

Кратко можно сказать так — вы нам постройте метро, но мы вам ничего не дадим. Как хотите, так и стройте!

Из окончательной версии проекта все почти выкинули.