Найти в Дзене
Наталья Швец

Месть овдовевшей княгини

После долгой паузы имя княгини Ольги всплыло в 945 году. Именно тогда, ее супруг, князь Игорь, которого женщина, судя по всему очень любила, поддался на уговоры дружины и решил сам собрать дань с древлян. Это восточнославянское племя которое обитало в Полесье на границе современной Украины и Белоруссии, приблизительно где-то на территории Житомирской и западе Киевской областей.
Считается, что первым данью их обложил князь Олег. После его смерти они попытались освободиться, но князь Игорь не позволил им это сделать. В этот раз его почему-то не устроило собранное. Князь Игорь отправил часть дружины, а сам во главе оставшейся вернулся обратно. Видимо, князь не знал о примете, что нельзя возвращаться с полпути… В этот раз она как нельзя лучше подтвердилась.
Увидев князя с дружиной, древляне жутко возмутились. Понять их можно — все, что следовало по договору, они отдали! В итоге, как пишет византийский историк Лев Диакон, Игорь «был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван
Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

После долгой паузы имя княгини Ольги всплыло в 945 году. Именно тогда, ее супруг, князь Игорь, которого женщина, судя по всему очень любила, поддался на уговоры дружины и решил сам собрать дань с древлян. Это восточнославянское племя которое обитало в Полесье на границе современной Украины и Белоруссии, приблизительно где-то на территории Житомирской и западе Киевской областей.

Считается, что первым данью их обложил князь Олег. После его смерти они попытались освободиться, но князь Игорь не позволил им это сделать. В этот раз его почему-то не устроило собранное. Князь Игорь отправил часть дружины, а сам во главе оставшейся вернулся обратно. Видимо, князь не знал о примете, что нельзя возвращаться с полпути… В этот раз она как нельзя лучше подтвердилась.


Увидев князя с дружиной, древляне жутко возмутились. Понять их можно — все, что следовало по договору, они отдали! В итоге, как пишет византийский историк Лев Диакон, Игорь «был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Вот такая страшная смерть ожидала этого правителя.

Как сильно скорбела молодая вдова, летописи не сообщают. Зато достоверно известно, что князь древлян Мал отправил сватов. Они историки утверждают, побаивались молодой княгини. Другие же твердят - сделал это на совершенно законных основаниях. Дело в том, что согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побежденного. В данном случае, супругу можно было расценивать как часть имущества. Но, видимо, чувствуя себя несколько неудобно, решил посвататься к молодой княгине? От имени Мала древляне объявили:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита и получила горький ответ:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала».

Тут следует отдать должное княгине. Она сумела сдержать эмоции, не впала в истерику. Более того, спокойно ответствовала:

«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье»

А когда довольные, что столь прекрасно справились с возложенной на них обязанностью послы ушли, приказала вырыть широкую и глубокую яму во дворе перед княжеским теремом.

На следующее утро, как и было обговорено, княжеским посланникам древляне, в летописях говорится что их значилось всего 20 человек, сделали так, как им попросили. Когда процессия дошла до княжеского двора и ладью вместе с послами сбросили в приготовленную яму, Ольга наклонилась и спросила: «Хороша ли вам честь?».

Как гласит летопись, древляне сокрушенно ответили:«Горше нам Игоревой смерти».

После чего княгиня приказала закопать их живьем. Невероятная жесткость, особенно, если учесть, что, по крупному счету, супруг в своей кончине был виноват сам. Однако эти дело не закончилось. После первого неудачного сватовства, княгиня Ольга отправляет древлянам послание, где пишет: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Думается, что получив это письмо, древляне очень обрадовались, ибо тут же выбрали несколько своих наиболее знатных и благородных воинов для поездки в стольный град Киев. Когда они, весьма довольные от возложенной на них миссии, прибыли, княгиня предложила им сходить в баню после долгой дороги. Пока знатные посланники мылись, Ольга приказала сжечь баню вместе с людьми…

Но и это еще не все. Ольга вновь отправляет к древлянам послание: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Самое удивительное, но никто даже не задумался -а куда делись незадачливые послы?

Прибыв на место гибели мужа, княгиня приказала насыпать высокий холм и начала поминальную тризну. Наконец-то, у кого-то из древлян хватило ума спросить, куда делись прежние посланники. Ольга, что говорит об ее удивительной выдержке, спокойно отвечает: скоро они прибудут. Древляне напились от радости и потеряли бдительность. Ибо княгиня приказала своим воинам перебить их. Тут летописец называет цифру в 5000 человек, которая лично у меня вызывает сомнения… Это сколько же браги и медовухи привезла с собой княгиня, дабы помянуть покойного супруга? Но как бы там ни было, в чем нет сомнений, была перебита лучшая часть племени. Ольга спокойно вернулась в Киев и стала думать, как отомстить дальше.

В 946 году она вместе с трехлетним Святославом выступает в поход на древлян. Кстати, это был ее едва ли не единственный военный поход.

Несмотря на предыдущую кровавую расправу, древляне собрали достаточно воинов и были готовы дать отпор. Они уже не верили красавице княгине и видели в ней серьезного врага. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав, как требовала традиция, первым метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал — копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним. Его верные воеводы Асмунд и Свенельд призвали дружину к атаке: «Князь уже начал биться, поступим и мы, братия, как он».

В открытом сражении древляне были разбиты и отступили в свои города, ожидая долгой осады. Сама же Ольга выбрала в качестве своей цели столицу древлян — Искоростень, ведь именно близ него был убит ее муж Игорь, а другие города приказывает осаждать своим воеводам.

Летописи гласят, что древляне отчаянно отбивались все лето и отражали один штурм за другим. Они понимали — ничего хорошо их не ждет, потому и решили стоять до последнего. Подобное противостояние не могло продолжаться до бесконечности и тогда Ольга идет на хитрость. В этот раз в ее сообщении говорится: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».

Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини. Княгиня лицемерно успокаивает несчастных: «Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».

Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Простодушные древляне очень обрадовались. Сделали все как было велено и вздохнули с облегчением… Получив дань, Ольга велела привязать к лапке каждой птице пучок сухой травы, велит поджечь и выпустить в сумерках. Естественно, птицы вернулись к своим домам и подожгли город. Люди выбегали за стены крепости и тут же оказались плененными или убитыми... Вот так Ольга отомстила за смерть своего супруга, который, по крупному счету сам был в ней виноват...

Княгиня прекрасно понимала, что злоупотребления во время сбора дани могут привести к восстанию на подконтрольной территории и приняла решение четко фиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов. То есть, говоря современным языком, первой провела налоговую реформу.

Публикация по теме: Княгиня Ольга - первая женщина-правительница Древней Руси