Немецкий вызов Жану-Мишелю Жарру. Кто появился раньше и почему похожи?
Да, да и ещё раз да! Жарровский «Кислород» гениален. Неподражаем и революционен! С его выходом в свет в 1976 за месье Жарром справедливо закрепилось звание пионера/отца-открывателя и т.п. электронной музыки в том её поджанре, в сторону которого и дули синтезаторные ветры талантливого француза.
Навострив же уши и ещё раз пристально посмотрев в ту же сторону, пытливый меломан заметит присутствие подобных ветров в том же временном срезе - середине 70-х. Синтезаторов стало чуть-чуть больше, они стали чуть-чуть дешевле, а желающих на играть во много раз больше.
Откуда ни возьмись, электронные волны завибрировали с разных сторон Света. Из той же в Франции Дидье Маруани радиосигналил своим Space в космос, а немецкие инженеры настраивали электронно-технологическую «ось Берлин – Токио».
На одной её стороне Kraftwerk гнали на своих «Мерсах»-экспрессах по автобанам Европы. На другой, интеллигентный Исао Томита через свои дорогущие «Муги» транслировал классические адаптации, ловя «Жар Птицу» за хвост.
Музыкальные идеи витали в воздухе тем сильнее, чем навороченнее становилась звукоизвлекающая техника и инструменты. Не мудрено, что клавишные секвенции, гармонии и аккордные последовательности, порой, повторялись то там, то у тех.
Вот, честно, мне нравится ритмические рисунки, басовые секвенции, что этак жирно «моторят» в альбомах "Equinoxe" (1978), "Oxygene" (1976) и "Magnetic Fields" (1981). Пульс энергии и жизни, пусть и «биомеханической»… А если их ещё и включить погромче!... Ну, вы понимаете…
И вот, недавно, я делаю открытие (для себя): за год (!) до выхода «Кислорода», ещё одни электроники на берлинской стороне «оси» - Tangerine Dream, загружают в свои длиннющие композиции все эти булькающие басовые бубнилки. И вот, пойди и разбери, был раньше?
Кажется, я уже знаю, кто. – Это была лаборатория Роберта Муга (Robert Moog), которая и разрабатывала серии своих интересных «машин» с такими волшебными тембрами. Поэтому здесь мне стоит распилить пальму первенства на дрова и раздать каждому тогда круто игравшему на этих синтезаторах коллективу по полену с веткой.
А сейчас прямым текстом: если и вам нравится саунд трёх вышеперечисленных альбомов Жана-Мишеля Жарра, смело «берите» Tangerine Dream "Ricochet" (1975). Можно какой под руку попадётся, но лучше совсем «свежий» вариант из юбилейной коробки Tangerine Dream "In Search Of Hades (The Virgin Recordings 1973-1979)" 2019 года.
В ней на 18-м диске, Blu-ray, и находится это двухчастное сокровище со звуковыми дорожками DTS-HD MA 96/24 5.1 и LPCM 96/24 2.0. Меня очень удивило, что многоканальное сведение мастерил сам Стивен Уилсон (Steven Wilson), в таких откровенно электронных проектах ещё не замеченный.
Слушаем, что натворил, а ниже разбираемся с качеством пятиканального ремикса. И конечно, смотрим здесь, как это было в 1975 году!
Tangerine Dream at Coventry Cathedral. HD.
1. Баланс. Напомню, что в альбоме всего лишь две, но длинных (в среднем по 20 минут) и разных по темпу и характеру композиции. На их протяжении Уилсон постарался выдержать сбалансированное звучание панорам. Думаю, что разнообразия ради, он позволил себе маленькие дисбаланс в некоторых местах. Назову это прихотью художника. Он так видит, и нам сильно не мешает.
2. Статика. Видимо, здесь сыграл свою роль не только музыкальный стиль «Рикошета», но и год его выпуска – 1975, когда традиции квадрафонии были самом разгаре. «Рикошет» ритмичен и активен. Уилсон здорово отработал стилизацию под «старые» квадрафонические ремиксы и сделал свой микс по образу и подобию, «под старину», так сказать. Поэтому будьте готовы погружающему трипу к дискретно «булькающим» в углах вашей системы аккордам, секвенциям, эффектам. Близким и ощущаемым.
3. Динамика. И + подвижным…, если говорить об этом критерии. Скорость будет невелика, а дискретные переклички нот и аккордов острыми.
В конце, перед оценкой, я должен сделать важное замечание: «Рикошет» - это «живая» запись от 4 октября 1975 года. К счастью, свидетельств этому совсем мало – хлопки из зала в начале и в конце представления. Они были быстро обрезаны и совсем не мешают восприятию и погружению в звуковую нирвану.
По своему качеству и подаче "Ricochet" ничем не отличается от стандартной студийной записи, а многоканальный ремикс лишь подчёркивает, насколько он хорошо записан и чего лишён в стереофонии. Дискретность, объёмность звучания и эффект погружения просто фантастический.
Всем любителям электронной музыки рекомендую этот шедевр с 10-ю баллами.
Разбираясь в матчасти, стоит отметить, что многоканальных ремиксов в этом жанре и тех времён (в целом по 70-м годам) ещё непростительно мало.
Не так давно изданный в DTS 5.1 вариант Jean Michel Jarre "Oxygene - Live In Your Living Room", а также "Phaedra" и "Oedipus Tyrannus" от тех же Tangerine Dream, не являются конкурентами "Рикошету", но лишь важным дополнением в ваши коллекции. Эх, кто бы нам ремикшировал ещё бы и Space - Magic Fly, Deliverance, Just Blue, Deeper Zone?
Слушайте электронную музыку в лучшем её проявлении – в погружающем многоканале!
Остальные два микса этой группы здесь:
Tangerine Dream "Oedipus Tyrannus" Blu-ray 5.1: Вслед за царём Эдипом
Tangerine Dream "Phaedra" Blu-ray 5.1: Федра или «Пурга в Арктике»
и здесь - домашний:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 66 серия: Tangerine Dream "Le Parc" (1985)
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!