Опытный сценарист, консультант и преподаватель, Ларри Уилсон собрал множество советов и хитростей, чтобы передать их новым сценаристам.
Начало работы в качестве сценариста может стать одним из самых сложных испытаний в индустрии. Нужно разобраться в том, что писать, как это делать, и справиться со многими другими ментальными препятствиями. Некоторые будущие сценаристы даже не знают, как начать, не говоря уже о том, чтобы достигнуть успеха. Среди многих, кто когда-то начинал с нуля, сценарист фильма "Битлджус" Ларри Уилсон, который однажды едва не сдался.
Хотя "Битлджус", одна из самых причудливых и оригинальных комедий, он наиболее известен как начало карьеры таких мэтров кино, как Тим Бёртон и Вайнона Райдер, но всё началось в голове Ларри Уилсона. Эта история могла не случиться, если бы Уилсон не собрался и не научился справляться с трудностями, связанными с тем, чтобы стать сценаристом.
"Ты не сидишь с метафорическим беретом на голове в метафорическом лофте и ждёшь, когда наступит вдохновение. Это работа."
Уилсон набил много шишек на своём карьерном пути как сценарист, и разработка "Битлджуса" не стала исключением, но теперь Уилсон один из выдающихся авторов в индустрии. В фильмографии Уилсона титры в различных проектах от "Семейки Аддамс" до "Баек из склепа". Чудной сверхъестественный мир Уилсона стал основой поджанра ужасов/комедии.
Уилсон дал множество советов в большом интервью в Film Courage, обращая особое внимание на то, как начинающие сценаристы могут начать работать и как создавать личные истории. От отношения к структуре и питчинга до уверенности в себе - посмотрите всё это здесь или прочитайте наши семь самых важных советов от Ларри Уилсона:
1. Относитесь к письму как к работе
Для многих начинающих сценаристов всё начинается с простых действий, которые выполняются время от времени - сесть и писать. "Тебе нужно наладить процесс", - говорит Уилсон. И для него не потребовалось много времени, чтобы понять, что лучший способ сделать это - это относиться к написанию сценариев как к работе. Когда они с Майклом МакДауэллом впервые сели писать "Битлджус", их партнерство быстро накрылось. Через пару недель, Майкл сказал: "Ничего не получается". Ты просто сидишь и ждёшь вдохновения. Я не собираюсь ждать, пока ты вдохновишься". И это изменило мою жизнь как сценариста", - говорит Уилсон. Макдауэлл сказал ему: "Если ты собираешься работать со мной, посмотри на это так, как будто мы работаем в банке". Мы приходим в 9, пишем до обеда, пишем снова ещё несколько часов, и только потом решаем всё свои дела".
Этот разговор изменил всё в подходе Уилсона. Это позволило ему понять, что нельзя быть писателем, если не писать". Нет ничего важнее этого.
2. Не будь перфекционистом
Уилсон так же много преподаёт для начинающих авторов. Одной из его фишек как преподавателя стало приведение статистики в первый день занятий. Он говорит классу: "98% из вас провалятся. Вы провалитесь, потому что никогда не закончите свой сценарий". Это вымышленное число, но звучит правдиво. Многие из начинающих сценаристов отнесутся к этому спокойно, просто потому, что они никогда на самом деле не будут писать. И как утверждает Уилсон, один из главных виновников, которые мешают ученикам, - перфекционизм.
"У новых сценаристов есть чувство перфекционизма - это стремление сделать всё правильно с первого раза". Позвольте себе потерпеть неудачу в первый раз, но расскажите историю так, как она исходит у вас изнутри. И если у вас талант к сочинению, то история возникнет. Вы должны верить, что вы рассказчик".
"Джимми Пейдж из Led Zeppelin, сказал: "Я не добиваюсь уважения, я хочу быть ответственным за то что делаю".
Я ответственен, чтобы поднять свою задницу к компьютеру и писать. Самая тяжёлое в работе преподавателя в творческой среде - убедить людей изменить своё отношение к делу. И мой способ сделать это - сказать: "Студенты, сегодня, я был нарасхват, но я писал четыре часа".
"Если вы сценарист, то история появится. Вы должны поверить, что это так."
3. Пишите то, что вы чувствуете, а не то, что вы "знаете".
Одно из "сценарных правил", которое больше всего беспокоит Уилсона, это совет "пиши то, что знаешь". Он никогда не понимал эту фразу, говоря: "Я никогда не писал то, что знаю. Я пишу фантастические миры и сверхъестественные истории". Начинающий сценарист должен писать то, что он чувствует и что идёт от его сердца. Оглянувшись на свои работы спустя годы, я понял, что у меня есть тема. Почти всё, что я написал, было о разрушенных семьях, которые остаются вместе каким-то причудливым образом, потому что я вырос в такой же семье. Неважно, насколько странными становятся миры, нужно писать то, что ты чувствуешь и к чему испытываешь страсть. Иначе зачем это делать?"
4. Вам не нужны шаблоны, диаграммы или бит-шит
Если ты рассказчик, то можешь рассказать историю. Вот что лежит в основе послания Уилсона. Если шаблон, или диаграмма, или бит-шит могут помочь вам, то вперёд, используйте те инструменты, которые вам нравятся, но Уилсон подчёркивает, что вам, как сценаристу, не нужно это, чтобы добиться успеха. "Существует огромный бизнес в обучении структурам сценария", - говорит он. Эти структурные графики и диаграммы могут помочь вам, но они также могут быть клеткой и ловушкой для вас".
Уилсону не нужны структурные схемы. По его мнению, всё начинается с идеи. "С Битлджусом, например, была идея сделать психоделическую комедию о призраках". Когда я начинаю, я вроде как знаю начало, и я вроде как знаю конец. Посередине - великое неизвестное. Но всё происходит внутри; появляется замысел, идея, персонаж, ситуация".
Вместо того, чтобы делать всё по шаблону, Уилсон советует метод Стивена Кинга. "Он всегда задаёт себе вопрос "что будет дальше". Это может быть нелегко, и может пройти много времени и вариантов, прежде чем вы найдете правильное "Что будет дальше", но это случится. Существует так много курсов для сценаристов на которых говорят, что они могут рассказать вам, как выстроить историю, но так не бывает. Только ты можешь сказать, что будет дальше.
"Шаблоны могут помочь вам, но они также могут быть клеткой и поймать вас в ловушку".
Уилсон даже приводит блестящую историю о том, как он искал "что будет дальше" при написании "Битлджуса". "В фильме есть сцена, где призраки, Барбара и Адам, умерли, и теперь они застряли в ловушке в своем доме, но мы с Майклом понятия не имели, как затащить их в загробную жизнь. Мы проделали очень хорошую работу, запихнув их в дом с таким ощущением, что выхода нет. Я выдавал массу идей, а Майкл просто рушил их. "Нет. Нет. Нет. Нет. И я придумывал всё больше и больше запутанных идей о том, как вытащить их из дома, и я перепробовал всё, и в конце концов, я разозлился на Майкла, и сказал: "Что ты хочешь, чтобы они сделали? Нарисовали чёртову дверь? И я сказал это, потому что думал, что это самая глупая идея, которую только можно себе представить. И он просто начал смеяться. А я начал смеяться. Мы сказали "Да, это именно то, что они должны делать". Просто. Но для этого понадобилось перебрать все эти запутанные вещи".
Вы не можете просто сослаться на книги по написанию сценария, чтобы получить ответ, когда вы застряли. Структура не может рассказать вашу историю. "Вы будете писать и писать и писать, не задумываясь, что нашли решение, но если вы продолжите, то наконец-то наступит момент прозрения, когда вы поймёте, что произойдёт дальше".
5. Вам не нужна киношкола
Уилсон не учился в киношколе. Он говорит о том, что его страсть к кино - это единственно, что им движет. "Я был исполнительным продюсером на "Парамаунт", в окружении выпускников Гарварда. Иногда я сталкивался со своим собственным комплексом неполноценности, ведь я едва окончил старшую школу. Через день после того, как у меня начался конфликт с одним из этих выпускников Гарварда, Джефф Катценберг отвел меня в сторону и сказал: "Ларри, тебе нужно научиться быть сильным в неравной игре". Ты сидишь рядом со мной, потому что когда ты читаешь сценарий, и тебе он нравится, ты беспокоишься за то, чтобы он понравился и всем остальным. Вот почему ты ценен для меня. Перестань пытаться быть руководителем студии; будь парнем, который может прочитать сценарий или посмотреть фильм и радуйся этому так, как ты обычно это делаешь".
Слова Катценберга придали огромную уверенность. "Просто будь собой, используй свою страсть и сделай это своей визитной карточкой".
В то время как руководители студии не всегда могут быть согласны со сценаристами, послание Уилсона идеально связывается с идеей о том, что нужно "написать то, что ты чувствуешь". Расскажи то, что делает тебя уникальным, и расскажи то, что ты знаешь. Создавайте свои истории, которые только вы можете рассказать, и будьте самим собой.
6. Будьте готовы выслушать
Питчинг часто может быть одним из самых сложных аспектов работы нового сценариста в бизнесе. И Уилсон однажды поделился этими страхами со всеми сценаристами. "Потные подмышки и постоянное беспокойство, что все услышат, как я заикаюсь, - говорит Уилсон, - Мне пришлось преодолеть застенчивость и неловкость. Но есть один великий философ, который стал для меня примером, Алан Уоттс, и однажды он сказал: "Не будь серьезным, будь искренним". И это облегчило подачу. Иди и сделай все, что в твоих силах, и расскажи им историю, в которую ты веришь".
Уилсон добавляет: "Вы вносите свой вклад в успех или неудачу вашей встречи. Вы уже сделали половину дела, приходя с идеей, которую вы придумали и к которой у вас есть страсть". Но вы также должны быть готовы выслушать. Это разговор. Вы должны были подготовиться и уметь сделать ваш рассказ интересным и ответить на вопросы. И когда у руководителя есть "но" - не защищайся. Это огромная ошибка. Не думайте, что вы знаете больше, чем человек, с которым вы говорите, но в то же время будьте сильными и знайте, когда люди так сильно меняют вашу историю, что вы её больше не узнаёте - вы должны сказать спасибо за встречу и уйти. Но участвуйте в диалоге, возможно предложения только улучшат вашу историю. Это часть бизнеса. Это часть игры".
7. Вы можете сами сделать собственную карьеру
На некоторое время Уилсон отошел от своей роли учителя. Студенты постоянно спрашивали его, как сделать фильм, и он никогда не знал, как ответить. Он не хотел давать ложное чувство надежды. Но когда цифровая революция поразила киноиндустрию, он оказался способен ответить на этот вопрос. "Теперь ты можешь снять фильм на свой мобильный телефон". Нет больше никаких оправданий для того, чтобы не иметь возможности снимать свой фильм", - говорит он.
Самое главное, что вы действительно можете сделать, это "рассказать о себе во всех возможных местах". Вы говорите с каждым, кто, по вашему мнению, может помочь вам, и, возможно, эта дверь откроется для вас. Но если ничего из этого не получится, сделайте свой собственный фильм! Это отличное пространство, но очень пугающее для большинства людей. Если вы не можете защитить свою идею, если вы не можете устроить встречу с продюсером, то снимите короткометражный фильм на 10 минут и выложите его на YouTube. Возьми свою карьеру и свою жизнь под контроль. Хватит ждать, пока вам дадут тебе разрешение быть режиссёром или сценаристом. Это не тот ответ, который люди не хотят слышать, потому что он возлагает на них всю ответственность. Это заставляет их делать что-то публично и, возможно, потерпеть неудачу. Любой может снять фильм сейчас, а это значит, что будут миллионы плохих фильмов, но убедитесь, что ваш хороший".
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.