Найти в Дзене

171. Дневник занятий. Крутые склоны и знаменитые подъемники столицы штата Баия.

Оглавление

Продолжаю отчеты о своих занятиях. Начало здесь.

Скучаю по стране, в которой никогда не была

Несколько дней назад я обнаружила, что одна из моих коллег свободно говорит по-португальски, потому что какое-то время жила в Бразилии. Так как родные языки у нас разные, в этот раз мы поболтали именно на португальском вместо английского или русского... От воспоминаний о проведенных в Бразилии днях нам обеим взгрустнулось, хотя мои путешествия были только виртуальными.

Сегодня предлагаю попутешествовать вместе. Попутно обогатимся португальскими новыми словами и выражениями (и повторим уже знакомые).

"Oh Bahia, Bahia cidade de São Salvador"

Однажды на уроке английского встретился текст о туземцах, попавших в большой город. Их чрезвычайно поразили лифты. Я дала ученице домашнее задание - найти информацию о необычных лифтах, которые смогли бы ее удивить. Добросовестная девушка все выполнила - рассказала мне, в том числе, о городском лифте в Лиссабоне, Португалия.

Подъемник Санта-Жушта/ду Карму в Лиссабоне.
Подъемник Санта-Жушта/ду Карму в Лиссабоне.

Я про него услышала и вспомнила, что похожий подъемник видела в Стокгольме. Он называется Katarinahissen, и я мимо него каждый день ходила, когда в Стокгольме была. Однажды даже гуляла по нему, но так и не поняла, что это за мост странный посреди города, тем более, что он завел меня и моих друзей внутрь офисного здания, где мы и спустились вниз на лифте, ожидая, что кто-нибудь сейчас выйдет и грозно спросит, кто нам разрешил туда лезть.

Подъемник Katarinahissen, Стокгольм. Из личного архива.
Подъемник Katarinahissen, Стокгольм. Из личного архива.

Пока я слушала рассказ ученицы, до меня также дошло, что такой же лифт я видела, когда писала одну из своих статей и искала фото штата Баия. Только тогда я не поняла что это (стыдоба!).

Это все присказка была....

В столице штата Баия, городе Салвадор, до конца 19-го века жителям было проблематично перемещаться с прибрежных территорий в другие районы. По старой европейской традиции португальские колонизаторы свой город выстроили на двух уровнях. Как сообщается в Википедии на странице города:

núcleo urbano primitivo da primeira capital brasileira é construído no cume de um monte, e a organização da cidade se dá em dois níveis — Cidade Alta, sede do poder civil e religioso, e Cidade Baixa, onde se desenvolviam as atividades marítimas e comerciais
изначальный центр первой бразильской столицы построен на вершине холма, и организация города выполнена двумя уровнями - Верхний Город, где сосредоточена светская и религиозная власть, Нижний Город, где развивалась коммерческая деятельность и находился морской порт

Учитывая, что город был основан в 1549 году, больше трехсот лет люди должны были не только ходить по крутым склонам, но и как-то доставлять все необходимое в Верхний Город. Причем разница в высоте двух уровней - около 60 метров.

http://www.salvador-antiga.com/baixa-sapateiros/baixa-sapateiros.htm
http://www.salvador-antiga.com/baixa-sapateiros/baixa-sapateiros.htm

На этом фото 1902 года отлично видно, что церковь на заднем плане построена на возвышении. Кстати, много отличных старых фото города есть здесь.

А вот современный вид:

-5

Чтобы подняться на такую высоту и не сломать себе шею, нужно создать пологую дорогу и идти по ней долго-долго. Самые практичные люди того времени, то есть иезуиты, решили ускорить подъем и спуск, поэтому сконструировали несколько крутых рамп, соединяющих монастырские здания в верхней и нижней части города. Бог знает, как они по ним поднимали и опускали людей и грузы, подозреваю, что в вагонетках при помощи лебедок. Я прочитала, что самый первый такой подъемник засветился в письменных источниках в 1610 году:

Visando facilitar o transporte de mercadorias entre o Porto (Cidade Baixa) e a Sede Administrativa (Cidade Alta), foram instalados os primeiros destes ascensores, conhecidos como guindastes e que eram, na verdade, planos inclinados construídos e administrados pelos religiosos de diversas ordens, mas utilizados por todos aqueles que se dispusessem a pagar pelo seu uso. O mais famoso deles, muitas vezes citado pelos historiadores da primeira capital do Brasil, é o Guindaste dos Padres (da Companhia de Jesus), cuja primeira notícia remonta a 1610...

Словами ascensor, guindaste называют подъемники, plano inclinado - наклонная плоскость, remontar - датироваться.

К концу 17 века таких хитроумных подъемников было по меньшей мере 6. Сейчас некоторые из них уже закрыты, а другие примерно на рубеже 19-го и 20-го веков оснастили электрическими вагонами и получились вертикальные трамвайные линии.

https://www.correio24horas.com.br/fileadmin/acervo/uploads/RTEmagicC_1196597cd0.jpg.jpg
https://www.correio24horas.com.br/fileadmin/acervo/uploads/RTEmagicC_1196597cd0.jpg.jpg

Bondinho - трамвайчик.

Выглядит в работе вот так (это подъемник Plano Inclinado Gonçalves):

-7

Нашла видео, где во всех мелочах показано путешествие на одном из этих трамвайчиков. Только это видео длинное, почти двадцать минут.

Кстати, такие системы подъема-спуска есть во многих городах Бразилии, и за ее пределами, конечно, тоже.

Вот здесь есть много фото подобных подъемников из разных городов. Только там все по-испански (правда, я это не сразу заметила).

Elevador Lacerda

Все подъемники, о которых я уже рассказала, спрятаны где-то в глубине городских кварталов, и, если о них не знать, можно пройти мимо и не заметить. Но одно сооружение стало настоящей визитной карточкой города наряду с маяком Farol da Barra и разноцветными домиками Pelourinho. Смотрите сами - я просто искала Salvador Bahia в картинках Яндекса:

-8

Почти на половине изображений присутствует городской подъемник - Elevador Lacerda. Это самый старинный городской лифт в мире!

К 60-ым годам позапрошлого столетия в Салвадоре было уже две трамвайных линии - одна в Верхнем Городе, другая в Нижнем. Система была удобная, вот только требовалось найти способ быстро перемещаться между уровнями.

В 1864 году правительство выдало одной инженерной конторе разрешение “construir sobre a encosta ocidental desta Cidade linhas de comunicação entre a cidade alta e baixa, para transporte de cargas e passageiros”/"построить на западном склоне этого города линии коммуникации между Верхним Городом и Нижним Городом для транспортировки грузов и пассажиров", но дело сдвинулось с мертвой точки только в 1868, когда это разрешение перекупил местный предприниматель Antônio de Lacerda.

Антонио Ласерда в свое время изучал инженерное дело в США и был знаком с устройством лифтов. Сами американцы тогда конструировали лифты только внутри зданий, а Ласерда замахнулся на невиданное - построить общественный подъемник на улице.

Уже в 1873 году лифт принял первых пассажиров, которые теперь могли достаточно быстро преодолевать 63 метра между верхней Praça do Palácio и нижней Conceição da Praia.

Так лифт выглядел в 1889 году
Так лифт выглядел в 1889 году

Нижняя часть подъемника располагалась в тоннеле, выбитом прямо в скале. Лифт был оснащен двумя кабинками, каждая из которых вмещала по 23 пассажира.

Лифт назывался "O Elevador Hidráulico da Conceição", но в народе его прозвали Parafuso, то есть Шуруп, из-за особенности конструкции подъемного механизма.

Думаю, здесь похожий принцип:

-10

В 1894 году подъемник получил свое нынешнее имя - Elevador Lacerda в память о своем создателе, который к тому времени уже умер.

В двадцатых годах уже 20-го века все подъемники города модернизировали. Сильнее всех преобразился Elevador Lacerda. К нему пристроили еще одну башню, а в старой заменили кабины. В общей сложности получилось четыре кабины вместимостью 27 человек каждая. Высота увеличилась до 72 метров.

В 1930 году подъемник выглядел так:

-11

Так как подъемник является одной из главных достопримечательностей, туристы чуть ли не первым делом бегут к нему, когда приезжают в Салвадор. Многие ожидают панорамные окна в кабинках, но лифт совершенно обычный. Отличные виды открываются из прохода между башнями.

Поездка на лифте не бесплатная, но стоит дешево, говорят, что меньше реала, курс которого сегодня - примерно 14 рублей.

Предлагаю посмотреть своими глазами:

Конечно, сейчас и в Бразилии и в других странах есть подъемники покруче, в том же Рио, например, но Подъемник Ласерда навсегда останется особенным.

Раньше у меня уже были причины побывать в штате Баия - это родина Жоржи Амаду и Доривала Каимми, теперь и сам город стал интересен.

Если вы бывали в Салвадоре или познакомились с другими интересными подъемниками, пишите в комментариях. Особенно буду рада вашим фото.

Всем obrigada и tchau!

К КАТАЛОГУ ПУБЛИКАЦИЙ

Мой канал в Телеграме