Возможные поломки генератора
Все неисправности генератора условно можно разделить на два вида – механические и электрические. Выявить механические поломки можно при визуальном осмотре устройства (трещины в корпусе, износ натяжного ролика ил ремня, расслоение и т.д.). Для выявления неисправностей электрической части нужны специальные инструменты.
Некоторые неисправности заметить сложно, поэтому в сервис водители обращаются с уже неработающим генератором и «уставшей» аккумуляторной батареей. Поэтому важно периодически диагностировать генератор при помощи мультиметра.
Проверка генератора без снятия
Шаг 1. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и поднимите капот.
Шаг 2. Подключите мультиметр к клеммам аккумулятора (не перепутайте клеммы «+» и «-»). Само устройство положите на АКБ, как на фото. На неработающем авто заряд аккумулятора должен быть порядка 12,5-12,6 В.
Шаг 3. Запустите двигатель.
Запустите транспортное средство
Шаг 4. Следите за показателями. Через 1-2 секунды после запуска напряжение должно увеличиться до 14,3-14,4 В.
Шаг 5. Дайте максимальную нагрузку на генератор. Для этого нужно включить все потребители автомобиля: свет, печку, подогрев стекол и зеркал.
Шаг 6. Наблюдайте за напряжением АКБ. Если показатели изменились несильно (14,1-14,2 В), то это свидетельствует о нормальной работе генератора. Если при включенных приборах напряжение сильно упало (до 13-13,5 В), тогда нужна диагностика генератора.
Проверка со снятием
Никаких приготовлений или подготовительных этапов для проверки не требуется. Нужно лишь снять сам генератор и приготовить мультиметр. Полная проверка устройства состоит из диагностики реле-регулятора, диодного моста, обмотки статора и ротора. Рассмотрим процедуру проверки каждого из этих элементов отдельно.
Проверка реле-регулятора
Шаг 1. Демонтируйте реле-регулятор и подготовьте мультиметр.
Шаг 2. Подготовьте лампочку с двумя проводами (как на фото).
Шаг 3. Подключите провода от лампочки к щеткам (См. Замена щеток генератора) реле-регулятора.
Шаг 4. Теперь к «+» и «-» реле необходимо подключить регулируемый блок питания.
Шаг 5. Соедините «минус» блока питания с минусом реле. Провод зафиксируйте при помощи металлического фиксатора «крокодил».
Шаг 6. Аналогичным образом подключите вторую клемму блока питания.
Шаг 7. Готовая конструкция должна выглядеть следующим образом.
Шаг 8. Теперь подключите мультиметр к клеммам реле-регулятора. Все то же самое: «минус» к «минусу».
Шаг 9. «Плюс» соедините с «плюсом».
Шаг 10. Включите блок питания, чтобы подать на реле напряжение. Мультиметр после включения показывает 3,8 В.
Шаг 11. Постепенно увеличивайте напряжение, смотрите на лампочку и на показания прибора. Яркость лампочки постепенно увеличивается.
Шаг 12. В районе 14 В лампочка должна резко погаснуть. Если это произошло, то реле-регулятор работает исправно. В противном случае требуется замена данного элемента. На этом проверку реле-регулятора под нагрузкой можно считать завершенной.
Проверка диодного моста
Шаг 1. Для работы подготовьте мультиметр с функцией прозвона и диодный мост, который необходимо заранее снять с генератора.
Шаг 2. Проверьте первый диод. Он имеет положительную полярность. Сопротивление исправного диода при проверке в одном направлении должно составлять от 400 до 700 Ом.
Шаг 3. В другом направлении сопротивление должно равнять бесконечности. Если это так, то диод полностью исправен.
Шаг 4. Проверьте второй диод отрицательной полярности аналогичным образом.
На заметку! Сопротивление диодов может меняться в некоторых пределах и зависеть от температуры окружающего воздуха. При нагреве сопротивление уменьшается, а при охлаждении – увеличивается.
Шаг 5. По этой схеме проверьте все оставшиеся диоды. У сгоревшего диода сопротивление будет равно бесконечности.
Шаг 6. Маленькие диоды проверяются точно так же, как и большие. Сопротивление у этих диодов будет немного меньшим, чем у больших. Незначительная разница в сопротивлении этих диодов считается нормой. На этом проверка диодного моста генератора окончена.
Проверка статора
Шаг 1. Подготовьте обмотку генератора для проверки. Желательно это делать в хорошо освещенном месте.
Шаг 2. Возьмите мультиметр и поставьте его на прозвонку.
Шаг 3. Обмотка имеет три выхода и все они должны «звонить» между собой.
Шаг 4. Установите первую клемму мультиметра на один выход, а второй по очереди прикоснитесь к остальным двум выходам.
Шаг 5. Проверьте статор на наличие «пробитости» на металл. Для этого прижмите клемму мультиметра к краю обмотки, а вторую ко второму краю.
Шаг 6. Второй щуп по очереди соединяйте с выходами обмотки. Если сигналов нет, то обмотка целая.
Проверка ротора
Шаг 1. Подготовьте ротор генератора для дальнейшей диагностики.
Шаг 2. Возьмите мультиметр и выставьте на нем режим прозвонки. Черный щуп должен быть на своем родном месте, а красный – для измерения напряжения.
Шаг 3. Проверьте прибор на исправность, соединив черный и красный щуп.
Шаг 4. Присоедините один щуп к одному кольцу ротора, а второй – к другому. Данным способом можно проверить обрыв.
Шаг 5. Проверьте ротор на наличие пробоя. Для этого один щуп необходимо прижать к кольцу, а второй – к корпусу. Если пробоя нет, то мультиметр показывает бесконечность.
Шаг 6. Переставьте мультиметр в режим измерения сопротивления в диапазоне 200 Ом.
Шаг 7. Поставьте один щуп на одно кольцо ротора, а второй – на другое (как это делалось ранее). Если обмотка целая, то сопротивление должно быть в районе 3 Ом.
Дополнительные рекомендации
Перед началом проверки необходимо ознакомиться с типом генераторной установки, ведь реле-регулятор может поддерживать разные значения в зависимости от модели авто. Речь идет о диапазоне от 13,6 до 14,2 В. Все эти тонкости нужно узнавать до начала проверки, ведь от них может зависеть конечный результат.З
В остальном процесс проверки генератора несложный, поэтому даже без наличия опыта водитель самостоятельно может это сделать. Разумеется, начать нужно с проверки генератора без снятия. Только по ее результатам можно определить, нужен ли демонтаж устройства или нет. Также в ходе проверки можно выявить и другие неисправности, связанными с генератором или с другими электрическими устройствами автомобиля.
Пишите на какую тему вам сделать статью.
#авторемонт #полезные советы