Найти в Дзене
С.Н. Лазарев

За что покарали Иова и как испытать любовь к Богу?

В одной из книг Ветхого Завета описываются стра­дания Иова. Но там не объясняется, для чего нужны эти страдания. На самом деле, страдания помогают перейти от человеческой логики — к Божественной. У Иова отняли все. Он не мог больше любить свое тело, изъеденное проказой, он не мог любить и забо­титься о своем имуществе, своих стадах, своем поло­жении в обществе. Умерли все, кого он любил и о ком заботился. Именно эти невыносимые страдания и под­талкивали его к последнему и единственному выходу из замкнутого круга — любить Бога.

Любовь к Богу может быть сколь угодно силь­ной. Эту любовь у нас никто никогда не отнимет. Ее невозможно утратить, потому что Бог — это веч­ность. В иудаизме, в основе которого — страх перед Богом, выполнение Его заповедей, поклонение и подчинение Ему, были заложены зерна будущей трансформации. Страх, поклонение, жесткое испол­нение заповедей должны были трансформироваться в любовь, ни от чего не зависящую. Благодаря это­му новому восприятию, Бог из господина и хозяина становился заботливым и любящим Отцом.

Для многих верующих притча о бедном Иове вы­глядит жестокой и нелогичной. Ведь в Священном Писании ясно сказано о том, что человек, выполня­ющий заповеди, будет иметь благополучную судьбу и физическое здоровье. Его жёны не будут бесплод­ны, его стада будут обильно плодиться, несчастья обойдут его стороной.

За что же тогда покарали Иова? Для сознания эта притча выглядит неразрешимой загадкой. Но если вдуматься, для чего нам нужны заповеди, тог­да многое прояснится. Для большинства людей вы­полнение заповедей — это возможность получить здоровье и благополучие, это возможность проще­ния грехов и появления на свет здоровых детей. Чем активнее человек молится, тем больше он втай­не рассчитывает, что здоровья прибавится, а судьба будет к нему благосклонна. И будет много денег, и хорошая работа, и интересные мечты и планы, кото­рые реализуются. И много будет близких, которых сможет любить этот человек.

Но все, о чем мечтает и что хочет получить такой человек, вознося молитву, — это всего лишь средство для того, чтобы отдавать энергию, заботу и любовь. Значит, по сути своей, выполнение заповедей — это во­все не обретение денег, благополучия и счастливой семьи. Это возможность раскрывать и усиливать в своей душе любовь. А все богатства окружающего мира — это всего лишь повод для раскрытия любви в душе.

Для того чтобы познать содержание, нужно ино­гда разрушить форму. Иову пришлось пережить крах всего только для того, чтобы понять, в чем смысл исполнения заповедей. Этот смысл прост: со­единение с Богом, увеличение любви к Богу при все большем уподоблении Ему.

Все блага, окружающие человека, — вторичны. Божественная любовь — первична, без нее никакие блага человек не удержит. В Священном Писании Бог, обращаясь к людям, показывает вторичность любых ценностей и первичность любви по отноше­нию к ним.

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже со­рок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испы­тать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;

Он смирял тебя, томил тебя голодом и пи­тал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек... (Втор 8:2—3)

Однако этот вопрос продолжают задавать мне на лекциях снова и снова: «Как испытать любовь к Богу, что это такое?» Приходится искать новые пути.

Представьте себе, что вы влюбились, — отве­чаю я, — ведь каждого человека в юности посещает это чувство. А теперь давайте подумаем о том, что чувствует и о чем думает влюбленный.

Он весь растворяется в любимом человеке. Все чувства и мысли влюбленного юноши посвящены любимой. Весь мир стягивается в одну точку, к од­ному центру. В этом центре — та девушка, которую он любит. Это первое.

Второе. Он не может думать ни о ком другом. Он перестаёт обращать внимание на других девушек. Как бы они ни искушали его, ни улыбались ему, ка­ких бы знаков внимания ни оказывали, внутренне юноша свободен от них. Ни деньги, ни выгодное по­ложение, ни красота других девушек, ни их чувст­венность не трогают влюбленного. У него есть та единственная, о которой он мечтает.

Третье. Он относится к любимой с благоговением. Если раньше он позволял себе плоские шутки в отно­шении женщин или насмешки, то теперь пренебре­жительное отношение или легкомысленное упомина­ние о любимой становится просто невозможным.

Четвертое. Влюбленный перестает есть. Он за­брасывает все свои дела, забывает о любимой рабо­те. Проекты, мечты, успешные начинания — все это становится пресным и неинтересным. Самая лучшая и престижная работа на какое-то время теряет смысл.

Пятое. Меняется его отношение к людям. Если раньше юноша видел вокруг хитрых, злых, корыст­ных и жестоких людей, неожиданно в тех же людях он обнаруживает совсем другое — добродушие, доб­рожелательность, готовность помочь и простить. А в первую очередь, он становится мягче, добрее и тер­пимее по отношению к своим близким. Есть простой закон: как ты относишься к близким, — так же ты будешь относиться и к чужим; как ты относишься к своим родителям, — так же будешь относиться ко всем родственникам и близким. Ведь родители — это для тебя самые близкие родственники на свете.

Шестое. Юноша, который раньше готов был с ку­лаками накинуться на обидчика, вдруг прощает его и протягивает ему руку, чтобы помириться.

Седьмое. Все наслаждения, которые раньше юно­ша считал смыслом жизни, вдруг резко утрачивают свою привлекательность. Разнообразная еда, алко­голь, всевозможные развлечения оказываются скуч­ными и ненужными. А высшее удовольствие — сек­суальные утехи с подружками — становится откро­венно неприятным. И даже воспоминания о таких удовольствиях становятся какими-то постыдными, потому что они ущемляют в душе любовь.

Восьмое. Юноше всегда нравилось получать по­дарки. Чем меньше труда он вкладывал и чем лучше зарабатывал при этом, тем больше он радовался. Но теперь, влюбившись, он удивленно замечает, что ха­лява стала неприятной, что ему радостнее отдавать, чем брать, что вещь, которую он получил, не зара­ботав, отравляет его душу. Желание получать, не заработав, ведет к инвалидности души, — неожи­данно он остро понял это.

Девятое. Раньше корысть была гораздо важнее нравственности, и часто ради выгоды молодому че­ловеку приходилось лгать, обманывать других. Но вот он влюбился и теперь чувствует, что лгать люби­мой девушке не может, что неискренность убивает любовь. Такое же отношение он невольно переносит и на всех окружающих. И тогда он ощущает, что его душа начинает раскрываться и наполняться счасть­ем. Лгущий человек заключает свою душу в темни­цу, ведь обманываем мы ради выгоды. Тот, кто лжет, грабит другого на уровне души, а это самый тяжелый вид воровства.

Десятое. Влюбленный человек не завидует. За­висть — это и страх, и ревность, и жадность. Когда у человека нет любви, у него нет энергии: он не сможет догнать того, кто его опередил. Такой человек, вмес­то того чтобы заработать деньги, норовит их украсть или мечтает отнять их у того, кто их имеет. Любя­щий сам является источником счастья. Дающий — счастлив, берущий — зависим и обидчив. Любовь дает человеку главную свободу, внутреннюю незави­симость. Христос говорил: «...Всякий, делающий грех, есть раб греха», то есть это человек, внутрен­не несвободный.

Итак, состояние влюбленного человека: через любовь к близкому человеку меняется отношение ко всему миру, меняются характер и судьба. Первый шаг определяет все остальные.

Я думаю, понятно, о чем идет речь. Десять запо­ведей, данные Моисею, описывают состояние влюб­ленного человека. Только любовь эта обращена к Богу. Эта любовь позволяет человеку трансформи­роваться, выйти на совершенно новый уровень взаи­моотношений между людьми.

Лазарев С.Н. Опыт выживания. Часть 3

****************************************************************

Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.

lazarev.ru

Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!