Найти тему
Обзоры новелл и аниме

Паразит: Учение о жизни (обзор аниме)

Неофициальный постер. Источник: aminoapps.
Неофициальный постер. Источник: aminoapps.

Здравствуй, дорогой читатель!

В 1990-1995 гг. неким Хитоси Ивааки была написана скромная десятитомная манга «Kiseijuu» (переизданная в 2003), занявшая 12-е место в списке лучшей манги всех времён по версии японского минкульта. Что странно, аниме-адаптацию пришлось ждать довольно долго (на 11 лет позже переиздания манги), аж до 2014 года. Какой же вышла адаптация от Madhouse? Стоит ли убивать всех, кто ест людей или их надо понять и простить? Об этом и не только, в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: MadHouse. Год выхода: 2014-2015. Средневзвешенная оценка: 9,01 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 133830); личная оценка: 9,15.

Постер аниме. Сзади: Рёко Тамия (Тамура Рэйко), ?, Гото, Юко Татикава, Акихо Судзуки. Спереди: Миги, Шиничи Идзуми, Сатоми Мурано. Стоп, а где Кана?
Источник: взято с сайта yummyanime.club.
Постер аниме. Сзади: Рёко Тамия (Тамура Рэйко), ?, Гото, Юко Татикава, Акихо Судзуки. Спереди: Миги, Шиничи Идзуми, Сатоми Мурано. Стоп, а где Кана? Источник: взято с сайта yummyanime.club.

ГГ – ОЯШ, каких много, Шиничи (Синъити) Идзуми жил, лиха не знав: рос в полной семье, ходил в школу, стеснялся одноклассницы Мураны Сатоми (почему-то меня так и тянет назвать её Сакурой) и слушал музыку в наушниках. Они-то и спасли ему жизнь, послужив заместо жгута при перевязке руки (японское качество), в которую холодной ночью проникла неведомая сущность. Оная, впрочем, обжилась в правой руке, став паразитом-прикормышем-нахлебником-усилителем-собеседником для Шиничи. К сожалению, не всем так повезло... сотни паразитов, сумевших добраться до мозга и овладевших им, стали поедать людей, заняв-таки пустовавшую веками вершину пищевой цепочки над человеком. Естественно, переживающий за судьбу своего вида Шиничи объединился с паразитом в правой руке Миги (правда, последним двигал поначалу исключительно инстинкт самосохранения) для борьбы за выживание. А выживать надо: иные паразиты настолько хорошо очеловечились (как Тамия Рёко/Тамура Рэйко), что о смысле жизни трезвыми размышляют, а иные изловчились, да так, что своих людей в мэрию продвигают, дабы те им столовые организовывали.

1.2 О концепте, сути и посыле.

Шиничи и его паразит. Источник: скриншот из аниме «Паразит». ©Madhouse.
Шиничи и его паразит. Источник: скриншот из аниме «Паразит». ©Madhouse.

Сей тайтл вольный эксперимент, реализация сценария «А что если?». Кроманьонцы, взобравшись ввысь пищевой цепи, стали глобально сверххищниками и, следуя инстинктам, неконтролируемо размножились. А что будет, если ввести нового хищника, могущего подсократить популяцию, чьё потребление привело к появлению видов, выращенных специально для прокорма? И каково человеку взглянуть на себя со стороны? Ответ аниме подносит на блюдце с голубой каёмкой – мораль человеческая, хоть и пытается регулировать отношения со всей природой в целом, на деле крайне завязана на собственном виде. Верно подметил Миги, что Паразиты кушают только людей, в то время как человеки берут из биомассы всё, что захотят. И чем мы, спрашивается, после этого лучше?

Именно поэтому чем дальше, тем больше мы параллельно с ГГ начинаем понимать «мораль» паразитов (вернее, их поведенческие установки, ибо морали у большинства из них долгое время не появляется): главное – выжить самим, на остальные виды смотреть потребительски. (Кстати, никого не напоминает?) Естественно, вечно так не будет: люди не для того терпели миллионы лет эволюции, чтобы каким-то приезжим место на вершине уступать! Значит, паразитам для выживания нужно ещё больше походить на людей: не внешностью и знанием нихонского и даже не наличием логического мышления; тут ещё и эмпатия нужна, истинное понимание, чувственная составляющая. Что забавно, отдельные паразиты, начиная с Тамии Рёко, действительно настолько глубоко познают человечество, что открывают в себе сопереживание, чувства и даже начинают думать, кто мы, откуда и зачем! На вопрос «откуда у безэмоционального существа взялись эмпатия к чужому виду и экзистенциальные мысли?» отвечу-таки вопросом: а откуда это взялось у самих людей? Бесспорно, виды всегда знали, как сосуществовать и сотрудничать друг с другом, но откуда именно осмысленное понимание об «одной семье», появившиеся у Рёко? Почему Миги в конце осознаёт, что привязался к Шиничи (пусть и вслух не сказал, паразит-цундере)? Оттуда же, откуда оно появилось и людей, но почему мы стали такими?

Ответ на эти вопросы здорово помог бы нам самим понять, откуда мы и как у нас появилось мышление, породившее в том числе и гамлетовские вопросы, и иной уровень выстраивания отношений с окружающей средой, а также «высших» чувств, как-то: любви, альтруизма и т. д. В аниме, кстати, в 14-й серии есть упоминание теории, объясняющей альтруизм (а с ним и остальное) генетически. Казалось бы, материализм торжествует, но затем пресловутое осознание Тамией Рёко (и ещё кое-что, но это сильный спойлер) как пример, в ту теорию не очень вписывающийся. Или нет? Может быть, у людей подобное развилось схожим «эволюционным путём»? В этом и главный вопрос аниме – в чём принципиальное различие между человеком и животным? Есть ли оно вообще? Может ли статься, что заместо паразита будет насекомое, рептилия, амфибия, etc и в конечном итоге оно придёт к тем же выводам, к тому же осознанию? Аниме говорит, что да, но умозрительный эксперимент на то и умозрительный, что ничего не доказывает. Но сама концепция действительно интересная, полностью опровергнуть её можно опять же только экспериментом на практике.

1.3 Экшн, слешер, любовная линия.

Отдельно стоит сказать об общей атмосфере тайтла. Хотя в нём хватает вопросов, которые при должном копании выводят в философию и биологию, поданы они довольно просто и естественно. Обусловлено это опять же лором, позволяющим столкнуться представителям морали человека и паразитов (в лице Шиничи и Миги первой половины сериала). Но не смыслом едины: в аниме хватает экшона в виде борьбы с особо распоясавшимися паразитами, так что скучать или постоянно размышлять непосредственно при просмотре не получается.

Отмечу, что примерно на четверть «Kiseijuu» представляет из себя слешер, где кишки на мостовой, порубленные головы, море крови и трупов не в диковинку, ибо многим паразитам глубоко плевать на человеческие правила и нормы (зря, кстати, только мимикрией, подлинной или мнимой, спасутся). Также хватает, к сожалению, смертей проработанных персонажей – отдельные заставили выпасть из реальности и даже прервать просмотр. Это отлично работает в том числе на атмосферу: ты действительно думаешь, что тут может погибнуть даже ГГ, посему сопереживаешь острее. Последнее, правда, портит то, что спустя время пару неприкасаемых ты всё же находишь и понимаешь: а вот она не умрёт, и это уже как раз бьёт атмосфере. Впрочем, некритически. Реалистично показан процесс того, как при мирном сосуществовании Шиничи и Миги «взаиморастворяются» друг в дружке не только физически (хотя и это тоже), но и духовно – одно время Идзуми, получив силу от клеточек Миги, стал кудере на уровне Соичиро, а сам Миги, в конце концов, понял, что привязался к своему носителю.

Теперь о любви, ибо в «Паразите» есть любовная линия между Шиничи и Мураной. Ростки её пробиваются ещё в первой серии (когда неконтролируемая правая рука полапала то, что не надо), затем начинается сближение, потом (когда Шиничи потерял в эмоциях) отторжение, потом опять сближение, проблемы, преодоление оных, счастливый финал...

На самом деле, эта амальгама интересна наличием одно время любовного треугольника, возникшего на почти влюблённости Каны Кимишимы в Шиничи. Да, обстоятельства встречи были не лучшими (Кана наблюдала, как её дружки-хулиганы наподдавали Идзуми за то, что тот заступился за товарища), да во многом эта влюблённость вызвана тем, что Кана свою способность ментально чуять паразитов (а эти твари в радиусе 300 метров своих чуют) приняла за влечение, но, знаете, я сам человек такой, что в любовь из-за недопонимания или недоразумения верю больше, чем в любовь с первого взгляда. Любви на самом деле причины и не нужны: сила чувства не может быть объяснена! А Кана, её безответная любовь и боль... я словно в «Школодни» окунулся, настолько я её понял и проникся к ней. Кстати, развязка этого любовного треугольника тоже капельку отсылает к одной из не лучших развязок ШД. Увы...

2. Персонажи.

Дабы избежать лишних спойлеров, делить героев на главных и второстепенных я не буду.

Шиничи и его верный паразит.
Источник: zerochan.net.
Шиничи и его верный паразит. Источник: zerochan.net.

Шиничи Идзуми – ГГ аниме и манги. Вначале – самый что ни на есть обычный парень (даже не гений!), но затем – несчастливый обладатель правой руки с сознанием и сверхсилой. Естественно, постоянно препирался с Миги на тему помощи людям, отчего походил на Питера Паркера в плане супергеройских амбиций. После определённых событий получил физическую и психологическую травму одновременно (заодно стал сверхчеловеком), но смог оправиться и даже побороть (вместе с Миги) сверхпаразита Гото, не считая многих других. В концовке сходится с Сатоми.

Миги (Правик) – паразит, не сумевший поглотить мозг Шиничи (наушники, что прочнее жгута, помните) и вынужденно поселившейся в его руке. По этой же причине не испытывает нужды в человечине, получая все вещества от носителя-Шиничи. Вначале был абсолютно лишён человеческих эмоций и привязанностей; Шиничи сравнивал его с насекомым, а сам Миги не переходил к другим паразитам лишь из опасения отторжения и собственной гибели. В конце стал более человечным и ушёл поразмыслить о вечном. Но обещал вернуться.

Миленько. 
Источник: Яндекс.Картинки.
Миленько. Источник: Яндекс.Картинки.

Мурано Сатоми – главная героиня и, по совместительству, любовный интерес героя (но не его правой руки). Познакомилась с Шиничи в первом классе старшей школы. Типичная дередере с лёгким налётом дандере, ибо часто краснеет. Милая героиня с милым финалом, глядя на которую, ты понимаешь: финал будет с ней (и она до него доживёт, собственно). Что забавно, всей правды о Шиничи она не знала до последней серии.

Кана Кимишима – не главная, что прискорбно, героиня аниме. Слегка бесстрашная, слегка пацанка, что гуляла с хулиганами, пока не встретила Шиничи. И тут... та самая искра... чутьё, которое она неверно восприняла как искру. Но влюбилась уже по-настоящему: бросила парня Мицуо, начала искать встречи с Шиничи. Хотя шансов у неё изначально было немного, старалась быть оптимисткой, переживала сладкие девичьи грёзы, надеясь, что он её заметит (как она его) и примет. Увы, с чуйкой на паразитов выход на покурить становится вопросом времени... Попадание в топ обделённых вниманием ей обеспечено.

Тамия Рёко (Тамара Рыкова Тамура Рейко) – появляется в аниме не часто, но несёт определённую смысловую нагрузку. Простой учитель вначале, она беременеет от человека с целью исследовать будущего ребёнка и ставить над ним опыты, от которых открестился бы и доктор Менгреле, но затем, исследуя людей, как бы странно это ни звучало, сама становится человеком. Её уход покурить был самый красивый.

Счастливые семейные деньки... Вот бы всегда было так... Источник: скриншот из аниме «Паразит». ©Madhouse.
Счастливые семейные деньки... Вот бы всегда было так... Источник: скриншот из аниме «Паразит». ©Madhouse.

Идзуми Нобуко и Идзуми Кадзуюки – мать и отец Шиничи. Искренне любят своего сына и начали переживать, когда у того начались изменения в характере. При этом они всё же поехали отдохнуть за город без сына на свою беду. Нобуко настолько любила сына, что получила ожог на правую руку (материнский инстинкт) и за его изменения волновалась куда сильнее, чем более спокойный и покладистый Кадзуюки.

Гото – самый «хрупкий» паразит, эксперимент Тамии Рёко, увенчавшийся успехом. Представляет собой смесь пяти разных паразитов в одном теле. По сути, финальный босс, сама возможность одолеть которого – большущий вопрос. Что странно, сам выбранный мэр Хирокава Такеши, был человеком (а ещё экологом), ратовавшим за необходимость регулирования таким способом человеческой популяции (no comments).

Хидео Шимада – паразит, которого Рёко послала следить за Шиничи. Одно время притворялся человеком (и ему даже симпатизировали одноклассницы), но потом на всё плюнул, решив организовать себе столовку прямо в школе. Битва с ним действительно неплоха.

Широ Курамори – частный детектив, также нанятый Рёко для слежки за Шиничи и его паразитом. Хотел стать Шерлоком Холмсом местного пошиба, но узнал слишком многое... Любил свою семью.

Мамору Уда – ещё один везунчик, которому удалось сохранить человеческое лицо (почти) при появлении паразита. Сам паразит, Джо, при появлении обсмотрелся телевизора, из-за чего намного глупее Миги. Мамору с паразитом обожают смотреть телевизор, но паразит не плачет с мелодрам. Мамору с Джо однажды здорово помогли Шиничи.

Урагами – на редкость мерзкий тип, олицетворение всего худшего в людях, готовое передёрнуть прям на камеру (и вот нихрена не шутка). Обладает способностью отличать людей от паразитов, но в отличие от Каны он её выработал на убийствах невинных. Был в тюрьме, использовался властями при спецоперации по зачистке мэрии от паразитов и бежал. Появляется в концовке, чтобы... сделать её ещё красивее?

Такизава и Хирама – сотрудники полиции, ответственные за дела паразитические. В отличие от отряда военных во главе с Ямагиси, Като и Кацуматы, в непосредственной операции по зачистке не участвовали, и картинки не заслуживают.

Юко Татикава и Акиха Судзуки – одноклассницы Мураны. Первая спокойная мегане, вторая чуть генки и низкая ростом. Почему именно эти персонажи на постере (а не Кана или родители Шиничи), большой вопрос.

Макико Хаясе – молодая школьница, встретившая Шиничи, когда тот по делам личным наведывался в один далёкий городок. По доброте душевной предложила ночлег и без памяти влюбилась. Дальнейшая судьба не известна.

3. Рисовка, саундтрек.

В рисовке чувствуется некая оригинальность, самобытность: поначалу непривычно, но затем уже нравится. Как и в «Тетрадке» (ещё одном творении MadHouse) преобладают мрачные тона и цветовая гамма: даже зелень листвы больше мыслей навевает о буре. Сами монстры прорисованы местами откровенно забавно (по первым трём сериям прям смешно смотреть было), но местами так, что саспенс только повышают. По рисовке однозначный плюс.

А вот саундтрек не впечатлил. Не будем говорить о морально устаревшем тектонике (а я его слышал при просмотре), просто в целом не нашлось чего-то, что хотелось бы оставить. Местами, впрочем, музыка хорошо дополняла атмосферу, но в основном это относится к сценам битв. Включая опенинг с эндингом: если песня в первом до середины ещё более-менее, то потом просто мрак. Эндинг... красиво нарисован, да; песня вышла также незапоминающейся.

4. По итогу.

Аниме вышло на редкость удачным. В нём есть почти всё: хороший сюжет, копания вглубь (можно и в когнитивную этологию упереться), местами очень хорошая атмосфера ужастика, элементы слешера, драма, любовный треугольник... В общем, много чего хорошего есть в «Паразите». Кроме, пожалуй, главного: желания пересмотреть. Хотя аниме заканчивается «хэппи-ендом», для меня с 12-й серии оного быть не могло априори, да и сам финал, показывающий интеграцию паразитов, кажется слегка странным. Неужто все смогли совладать? Или люди, что при штурме мэрии в людей стреляли (тоже, кстати, укольчик человечеству), решили паразитов не трогать больше? Есть свои странности, словом.

Впрочем, закрывая глаза на слегка странный финал, желания пересматривать данное аниме всё равно нет. Местами оно действительно тяжёлое в психологическом плане: одно дело, когда это конвейерная мясорубка персонажей как в «Игре престолов», но совсем другое – как в «Тетрадке» или «Паразите», где отход героев покурить редок, но самих героев либо так раскрывают хорошо, либо ты к ним настолько привыкаешь, что без них как-то вообще не в радость. Опять же, само аниме не вызвало прям сильных нареканий с точки зрения сюжета и логики. Но увиденного действительно хватит надолго, чтобы не возвращаться к подобному...

Как бы то ни было, ещё один долгий обзор подходит к концу... Насчёт рекомендаций: конечно, смотреть рекомендую (сам не понимаю, почему на это аниме раньше не наткнулся; может, сказывается избегание списков «Топ-100»), но советую быть готовым к тому, что тяжёлые моменты там есть. Не как в «Эпилоге Томоё», но пару-тройку раз эмоции точно выбьет. За Кану отдельное спасибо, конечно...
И да: после подобного так и возникает желание что-либо переосмыслить. Даже если на нашем веку не удастся узнать, кто мы, откуда и зачем, оставаться человеком в лучшем, гуманистическом понимании этого слова (с поправкой и оглядкой на окружающий живой мир), дабы не было надобности у природы в сверххищниках, никогда не будет лишним. Никогда!
Кимишиму я ещё долго не забуду...
Источник: zerochan.net.
Кимишиму я ещё долго не забуду... Источник: zerochan.net.

Спасибо, что дочитали обзор до конца! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилось! До скорых встреч!

#аниме обзор #манга #анимация