Сонет – это небольшое стихотворение, состоящее из 14 строк. Обычно он включает в себя либо 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета); либо 3 четверостишия и 1 двустишие. Несмотря на эти жесткие рамки построения стиха, сонет пользуется неизменной популярностью как среди читателей, так и самих поэтов.
Сонетные стихотворения появились в Италии в период классического средневековья – в 13 веке. Язык этой страны удивительно певуч и мелодичен (недаром именно итальянская опера считается классической в мировом музыкальном репертуаре), и его рифма идеально укладывается в строгие рамки сонета. Его лирическая линия развивается по определенной схеме: тезис-антитезис-синтез-развязка. На первый взгляд может показаться, что трудно уложить поэтическую мысль в эти рамки, похожие на прокрустово ложе. Однако история доказала обратное: оказалось, что этот жесткий шаблон не только не стеснял поэтов, но, напротив, стал их путеводной нитью в мире любовных и сентиментальных грез.
Лирическое очарование сонета заключается в том, что его строгая форма переполнена гаммой самых разнообразных чувств: безграничной любви, философских размышлений, томной грусти, тонкой меланхолии, задорного юмора. Автор вольного стихотворения, почти не ограниченный правилами, свободен: он многое себе позволяет (в хорошем смысле), и поэтому читатель под конец может испытать чувство пресыщения от эстетического удовольствия.
В сонете же чувствуется некоторая недосказанность: уложенный в строгие рамки рифмы и слогов, он оставляет после себя ощущение легкой загадки, которая возбуждает воображение тонкого ценителя поэтического слова. А еще сонет поражает читателя неожиданной «развязкой» — внезапным заключением автора, которое на контрасте либо повергает его в тоску, либо внушает светлый оптимизм.
Например, Ф. Петрарка, описывая свое грустное одиночество на лоне природы вдали от людей, вдруг в заключительном трехстишии заявляет: «…Пришла ко мне любовь… мы спор ведем, я с ней, она – со мною!». Читатель, который уже проникся лирической печалью поэта, мгновенно бодрится и снова чувствует жизнь.
Но еще больше удивляет У. Шекспир, который последовательно отказывая своей любимой в эталонной красоте, неожиданно заключает, что она не уступает записным прекрасным дамам.
Прелесть сонета именно в его стесненных размерах. Чувство, сдержанное рамками, всегда более оригинально и интересно, чем его свободное, ничем не ограниченное проявление.