Найти тему
ПиПси

Психология кино: киноискусство Ингмара Бергмана

Есть, пожалуй, в искусстве такая сила, способная учить видеть художественное там, где оно, действительно, есть, и не искать его там, где его быть не может.

Это творческая мощь, питающая осознанность (а не иллюзию), обогащающая и даже чуточку меняющая тебя самого за счет «повышения резкости» твоего восприятия действительности и самовосприятия.

Киноискусство Ингмара Бергмана именно такое.

Ингмар Бергман
Ингмар Бергман

Воспринимать искусство, в том числе и киноискусство, абстрактно от актуальной реальности и от ранее накопленного опыта – ошибка (пусть это будет даже самый простой базис, включающий знания человека о мире, природе вещей, о людях и себе - он необходим).

Любое творческое отражение становится искусством, наверное, только тогда, когда оно способно воздействовать на человека с учетом контекста (события, времена и т.д ), а не просто воспроизводить что-то личное во вне (типа «я художник, я так вижу»).

Понятно, что любой художник всегда транслирует «что-то свое», но искусство не может быть основано только на этом.

Возможно, по этой причине у меня «не складывается» с Тарковским – у него столько личного в работах, биографического: про отца, маму, про его уход из семьи, травмирующий опыт – меня это интуитивно блокирует, не вижу ничего, кроме его рефлексии.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

Творчество Тарковского, как попытки самоисцеления.

Перебор.

Этого, конечно, можно не видеть, не замечать, или, как раз, замечать, ценить и восхищаться, считать гениальным.

Но у меня так не получается.

В киноискусстве Ингмара Бергмана этого нет.

Ингмар Бергман
Ингмар Бергман

За 1,5 часа выстроить визуальное и смысловое повествование так емко и при этом бездонно глубоко, что начинает казаться, будто, и правда, целое море может шуметь в малюсенькой перламутровой ракушке (такой, которая на деревянной подставочке), как когда-то казалось в детстве.

Это больше, чем просто мастерство.

Истинное, ну, или сильное – как угодно – художественное (как форма, явление), кусает в самое сердце.

Не стреляет, не бьет, не разит, а кусает, потому что в нем много дикого: «корневого», самой жизни и, конечно же, темного, как неотъемлемой ее части.

Поэтому оно еще не раз будет впитано, переосмыслено, дополнено и заново воплощено другими, среди которых есть и те, которых ты полюбил первыми, еще до знакомства с «источником».

Я так изначально полюбила творчество Линча, в фильмах которого теперь умею находить отсылки к работам Бергмана.

Дэвид Линч
Дэвид Линч

Насколько я знаю, он его любимый режиссер, наряду с Филлини, Кокто, Хичкоком. Например, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, словно продолжение, точнее – подробная фантазия (в совокупности с аналитикой), обозначающая многие потайные уголки темы дуальности личности, внутриличностного конфликта из «Персоны» Бергмана.

«Час волка», «7 печать» и многие другие работы шведского режиссера также цитировались Линчем в виде, например, таких художественных Бергмановских «маркеров», как частые крупные планы, метафоричность, игра света и тени на лицах персонажей и даже на неодушевленных предметах.

Резко появляющиеся в кадре статуи ангелов, как в картине «Страсть» – серые, выцветшие, с мученическими выражениями лиц и «мертвыми» глазами – не на шутку пугают.

Или, вот еще пример: выраженная статичность и минимализм в фильмах Роя Андерссона, тоже шведского режиссера («Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», «Песни со второго этажа», «О бесконечности» и т.д.), ассоциируется у меня теперь со странной сценой сна главного героя, деда, из «Земляничной поляны» Бергмана.

Рой Андерссон
Рой Андерссон

Таким образом, знакомясь с «первоисточниками», ты начинаешь лучше понимать замысел других режиссеров, последователей – частицы складываются в пазл, и все встает на свои места.

Это так забавляет.

Даже в «Трудно быть богом» и в «Хрусталев, машину!» Алексея Германа старшего я вижу отголоски Бергмановского стиля.

Алексей Герман старший
Алексей Герман старший

Наследие режиссера, словно семена, разлетаются по свету и прорастают то там, то тут.

Классика европейского кино.

В киноискусстве Ингмара Бергмана много «плодов».

Поражает творческая активность Бергмана. У него около 70 режиссерских работ.

Семь десятков фильмов.

Для сравнения: у Германа за всю жизнь в 10 раз меньше – всего 7 работ, среди которых «Седьмой спутник» – это совместная работа с Григорием Ароновым.

Обилие картин в этом случае не тождественно «тяп-ляпству», как порой бывает, когда из-за большого количества страдает качество.

Гора наград, как символ признания.

И каждая картина Бергмана имеет множество сюжетных/смысловых плоскостей при своей относительно небольшой продолжительности – психоаналитическая, социальная, библейская – там много всего.

Когда это все складывается воедино в твоей голове после просмотра очередного фильма, ты понимаешь, что Бергман – феноменальный.

«Шепоты и крики», «Сквозь тусклое стекло», «Персона» – вот, что особенно понравилось из просмотренного на сегодняшний день.

У него снимались прекрасные актеры – Биби Андерссон, Гуннар Бьёрнстранд, Ингрид Тулин, Харриет Андерссон, Лив Ульман, Макс фон Сюдов.

Мне очень нравится, когда режиссер снимает в фильмах, преимущественно, одних и тех же актеров.

Театрально.

От игры Тулин невозможно оторваться: восхитительные метаморфозы и красота.

А сколько еще «кино-сокровищ» ждет меня впереди – даже просто предвкушение воодушевляет.

Киноискусство Ингмара Бергмана упоительно.


Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK, где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.

А также подписывайтесь также на мой аудиоподкаст, чтобы не пропускать новые интересные выпуски:
в YouTube;
в SoundCloud;
✧в Яндекс. Музыка.

И присоединяйтесь к моему новому психологическому проекту -
ฅV╹ .̮ ╹Vฅ -
здесь.
Приятного всем вечера и радостного нового дня!