Найти в Дзене
Жабкин

Астраханская улица Саратова

Сегодня мы прогуляемся по морозной погодке закату навстречу по Астраханской улице. Одной из самых старых и сохранивших своё первое название.

В 1844 году в перечне городских строений под № 12 записано: «Каменная Астраханская застава близ сада Горбунова, что позади Панчулидзевской площади». Видимо, место около Спасо-Преображенского монастыря уже застраивалось и иметь заставу посреди жилых домов было неудобно. (до того момента дорога на Астрахань и застава располагались в районе нынешней "Стрелки"). Заставу перенесли к началу сложившейся, но еще безымянной улицы. Впервые название «Астраханская улица» найдено в документе 1851 года.

Когда-то здесь ходил трамвай. Но потом трамвайное движение в городе стали заменять троллейбусным и 11-й маршрут от Товарной станции перестал существовать.

Если бы маршрут сохранился, то выглядело бы это примерно так :)

-2

О маршруте напоминают оставшиеся столбы, висящие на них растяжки и широкая проезжая часть вплоть до Детского парка, где рельсы сохранились для 9-10 трамваев. Часть столбов срезана, эту тему мы уже исследовали ранее.

Автостоянка на месте старых путей. За ней видно столбы, к которым крепилась контактная сеть. Остатки от держателей КС до сих пор висят на них.
Автостоянка на месте старых путей. За ней видно столбы, к которым крепилась контактная сеть. Остатки от держателей КС до сих пор висят на них.

На Астраханской до сих пор встречаются древние таблички:

-4

Писали, то "улица Астраханская", то "Астраханская улица":

-5

Круглая табличка - геодезическая отметка:

-6

На Астраханской улице расположен и этот пример промышленной архитектуры дореволюционного времени, со сквериком, в котором прячется Ильич.

-7

Этому комплексу я посвящал большую публикацию: Ленин и Сталин на саратовской обувной фабрике

-8

До трамваев тут ездил поезд. О железной дороге напоминает лишь этот изгиб улицы, который проложен сейчас в том самом месте.

-9

40 лет назад остатков, судя по картам, было больше. В конце у Чернышевского ветка сохранилась. О ней я тоже писал.

Этот мини-участок сохранился скорее всего потому что по насыпи легко было замостить дорогу. И поэтому дорогу сделали на этом участке не прямой, а слегка съезжающей чуть правее по бывшей ж/д колее.

-10

Что касается дорог, то их раньше в нашем понимании асфальтированных и чётко ровно идущих не было. И не мудрено: в 1935 году на весь саратовский район приходилось: всего 179 легковых машин, и 624 на всю саратовскую область (в 57 районах).

В 1898 году Управление РУЖД обратилось в городскую Думу с указанием о невозможном состоянии Астраханской улицы, в связи с чем не только затрудняется, но и прекращается совсем доставка грузов на товарную станцию. По такому огромному болотистому месту проходить дороги не могли. На рубеже XIX-XX веков в трясине здесь утонули три мостовые, пока улицу в мае 1902 году вымостили брусчаткой, тесанной из серого гранита. «25-го апреля 1902 года приехавшие из Риги «ремонт-мейстер» и рабочие приступают к устройству пробной мостовой на Астраханской улице (от Московской мимо здания арестантских рот по направлению к заводу Шумилина). Вскоре оставшиеся без работы местные мостовщики стали портить сделанное рижанами».

Такое покрытие было уложено от товарной станции до Казачьей площади, то есть на протяжении почти трех верст. Эта мостовая считается уникальной работой дорожного строительства.

-11

Что же касается бульваров, если вкратце, то в начале 19 века место этой будущей улицы (вместе с Камышинской) было определено как противопожарный разрыв.

В 1887 году Андрей Иванович Косич назначается на должность саратовского генерал-губернатора, занимает эту должность 4 года. Ему принадлежит идея устройства бульваров на Астраханской и Камышинской улицах — специально с этой целью они были разбиты более широкими.

-12

В 1962 году в бульварах на Рахова и Астраханской высаживаются ряды пирамидальных тополей, отчего Саратов приобретает несколько причерноморский лоск. Однако посадкам рады не все. Артист Александр Колобаев пишет открытое письмо в газету «Коммунист», где просит не сажать более «красивых, но недолговечных» тополей.

-13

Всё это в дальней части улицы (которая по нумерации от Товарной станции является как раз её началом). С центральной частью все знакомы гораздо ближе - там проходят маршруты всех видов транспорта, расположены учебные заведения, рынки и крупные торговые центры.