Выученная беспомощность – нехватка инициативности и мотивации, избегание ситуаций, связанных с возможной неудачей, чувство беспомощности, бессмысленности своих действий. В прошлой статье мы подробно обсуждали механизм этого феномена и его симптомы. А теперь ведущий психиатр нашей клиники Екатерина Шурова рассказывает, как родительские ошибки и давление общества воспитывают в нас эту патологию, и почему она становится все более массовой.
Блокировка поисковой активности
Выученная беспомощность – это дефицит способности в 3 сферах:
· Мотивационная – неумение побуждать себя к решительному действию и завершать начатое, пассивность и ленивость.
· Когнитивная – неспособность быть гибким и менять свое поведение и действия в соответствии с изменением окружающих условий, неспособность трезво оценивать ситуацию, планировать и ставить реалистичные цели, пессимизм в прогнозах.
· Эмоциональная – низкая самооценка, склонность к самобичеванию и нездоровому болезненному перфекционизму, апатичность, подавленное настроение, чувство беспомощности и безысходности, недоверие к собственным решениям и действиям.
Нарушения в этих сферах происходят из-за подавления поисковой активности – противоположности выученной беспомощности.
Поисковая активность – биологически обусловленная форма нашего поведения в условиях неопределенности.
Мы не можем предугадать результат наших действий на 100% − но можем адекватно планировать и оценивать промежуточные результаты на пути к цели, менять свое поведение и отвергать ранее принятые стратегии в зависимости от изменений в ситуации.
Топ-6 родительских ошибок, которые воспитывают выученную беспомощность
Гиперопека и строгий контроль
Многие родители с самого детства удовлетворяют и строго контролируют все потребности ребенка: кормят строго по часам и заставляют съесть всю порцию, ограничивают территорию для прогулок и исследования мира – например, ограждают узкое пространство под «манеж», гуляют только в пределах двора или детской площадки и строго наказывают за попытку выйти из «зоны безопасности».
В результате у ребенка нарушается способность понимать свои потребности в еде, движении, познании. Он ест только ту еду, в таких количествах и в такое время, как прикажут. Гуляет только там, где показали. Берет в руки, исследует и учит только то, что разрешили и посчитали полезным его родители.
Так у ребенка не остается простора для самостоятельного познания себя и мира
Наказания за решения и действия
В 3-5 лет ребенок начинает физически осваивать мир и вливаться в социум. У него впервые возникает потребность что-то делать самому, что-то контролировать. Он пытается самостоятельно одеваться, делать себе еду, мыть посуду и выполнять другие бытовые задачи, присваивает себе «личные» вещи и защищает право собственности.
Но родителям такая инициативность ребенка просто неудобна.
И они начинают критиковать или запрещать ее:
· Не трожь, сломаешь/разобьешь!
· Ничего сам не можешь нормально, дай я сама!
· Еще слишком маленький, чтобы это делать!
· Стой смирно! Иди сюда!
· Поделись игрушкой! Отдай!
· Куда пошел? Играй тут, чтобы я тебя видела!
Родителей можно понять – они хотят обезопасить своего ребенка, и им часто некогда терпеливо ждать, когда детские неумелые попытки самостоятельно что-то сделать увенчаются успехом.
Но таким строгим – или чересчур заботливым? − воспитанием они формируют в детях двигательную беспомощность.
Это состояние знакомо родителям большинства современных подростков. Оно выражается во фразах «Ой, мне лень» и «Ой, не хочу».
Лень и безынициативность – результат обучения через негативное поведение.
Ребенку так часто запрещали активные действия или ругали, критиковали и высмеивали за них, что любое проявление инициативности воспринимается ими как совершение чего-то заведомо неприятного и опасного.
И особенно опасен крик. Когда активную деятельность малыша останавливают криком, он пугается и впадает в состояние легкого транса. В этот момент взрослый как раз начинает свою тираду о том, что у ребенка ничего не получится, что он слишком маленький и неумелый. В результате эти установки откладываются глубоко на подсознательном уровне.
Принятие решений и ответственности вместо ребенка
Ошибка тоже из серии «гиперопеки». В попытке дать лучшую жизнь и избавить от любых болезненных ошибок, родители вовсе не оставляют ребенку возможности попытаться их совершить:
· Не дают выбирать игрушки, одежду и другие личные вещи
· Решают за ребенка все межличностные конфликты (со сверстниками, учителями)
· Критикуют выбор друзей, заставляют прекратить общение с «опасными» друзьями
· Критикуют выбор второй половинки, дают навязчивые советы об отношениях
· Выбирают хобби, не считаясь с желаниями и предрасположенностями малыша
· Выбирают будущий ВУЗ, основываясь только на престижности и «денежности» будущей профессии
· Не дают возможности уехать из родительского дома
Так родители искусственно блокируют один из важнейших для взросления навыков – умение делать собственный выбор и нести за него ответственность.
Насилие и телесные наказания
Выученную беспомощность может сформировать не только гиперопека, но и противоположное поведение – жестокость по отношению к ребенку.
Регулярные крики и оскорбления, беспричинные побои или физические наказания формируют у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого.
Так у ребенка формируется мощнейшая установка: я не могу ничего сделать, чтобы прекратить неприятную для меня ситуацию. Все, что я могу – это терпеть сейчас, и слепо следовать указаниям после.
Слишком большая ответственность/большие ожидания
На одном полюсе деструктивного воспитания – тотальный контроль и постоянная помощь, на другом – чрезмерная физическая и психосоциальная нагрузка на ребенка.
Череда строгих и плотных по времени обязанностей в стиле «обучение/спортивные физические нагрузки/дополнительные занятия/помощь в быту/помощь родителям в работе/забота о младших и старших родственниках» неизбежно заставляет ребенка жить с постоянным ощущением, что он что-то не успел, что-то сделал недостаточно хорошо, подвел родителей и не соответствует их высоким ожиданиям.
А значит – по возможности лучше ничего не делать. Тогда точно не отругают, не высмеют и не накажут.
Непоследовательное воспитание — двойные послания
Когда у родителей есть много проблем в работе, личных отношениях или душевном самочувствии, или когда родители не умеют контролировать свои эмоции и поведение − это неизбежно сказывается на ребенке.
Чтобы эффективно учиться, совершенствоваться и расти, ребенок нуждается в четких, понятных сигналах и чувстве базовой защищенности – это хорошо, это плохо, так нужно, а так нельзя, но что бы ты ни делал – я всегда помогут и поддержу.
Если же мама и папа каждый день ведут себя и относятся к нему по-разному, ругают и хвалят за одни и те же вещи, или вовсе ругают за любые действия и ведут себя эмоционально нестабильно, непредсказуемо – ребенок теряется, путается, боится совершать какие-либо действия.
Другие статьи по теме:
Селфхарм у подростка. Комментирует психиатр
Как действовать, если у подростка зависимость: рассказывает нарколог
Ошибки воспитания: запрет на эмоции, сравнение, манипуляция виной
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы