Найти тему

Программа повышения экологической эффективности ППЭЭ.

Оглавление

Необходимость разработки проекта установлена статьей 67.1 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Он представляет собой комплекс мероприятий по внесению изменений в технологический процесс с целью снижения воздействия на окружающую среду. Требуется такой документ предприятиям I категории опасности в случае невозможности соблюдения нормативов, установленных для выбросов и сбросов, а также технологических нормативов. Реализация включенных в его состав мероприятий позволяет предприятиям постепенно достичь уровня разрешенных выбросов и сбросов, а также в целом снизить нагрузку на природную среду.

Важным является также и то, что согласно статье 31.1 вышеуказанного закона №7-ФЗ, ППЭЭ является неотъемлемой частью документации предприятия при подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения. А это значит, что без разработанного проекта природопользовтаель вероятнее всего получит отказ в выдаче КЭР. Соответственно, актуально начинать разработку рассматриваемого документа на этапе подготовки заявки на получение разрешения.

ЧТО ВОЙДЕТ В СОСТАВ ПРОГРАММЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ?

Документ должен содержать:

  1. Полный перечень технических мероприятий, позволяющих снизить уровень воздействия объекта на экологию.
  2. Сроки выполнения.
  3. Перечень предполагаемых затрат на выполнение разработанных мер и предполагаемые источники их финансирования.
  4. Перечень лиц, несущих ответственность за их выполнение.

Основная цель формирования заключается в поэтапном снижении нагрузки от производственной деятельности промышленного объекта на окружающую среду, выражающуюся в достижении уровня нормативов выбросов и сбросов предприятия. В первую очередь в содержание требуется включать меры по замене или модернизации технического обеспечения объекта или его полной реконструкции. Мероприятия выбираются с учетом технологии и специфики производственного объекта на основании содержания отраслевых справочников НДТ.

Соответственно рассматриваемый документ должен включать сведения:

  • внедрение на объекте наилучших доступных технологий;
  • замену очистных сооружений и установок на более эффективные;
  • установку устройств по переработке, транспортированию или обезвреживанию образующихся в хозяйственной деятельности отходов;
  • внедрение оборудования, позволяющего снизить объем выбросов, образующихся при сжигании топлива;
  • оборудование предприятий собственными аналитическими центрами и лабораториями, позволяющими организовать регулярный мониторинг состояния окружающей среды, в том числе отследить эффективность реализуемых мер.

В то же время в проект не включаются данные по техническому содержанию зданий, оборудования или очистных сооружений. Тем не менее, входят сведения о структуре производственного объекта, данные о выпускаемой продукции, характеристике применяемых НДТ и т.д.

КОМУ ДОВЕРИТЬ РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММЫ ПЭЭ?

Разработкой экологической документации, как правило, занимаются специалисты коммерческих проектных организаций. Это позволяет освободить от дополнительных обязанностей штатного эколога, сократить время получения необходимых бумаг, успешно пройти все экспертизы и согласования в надзорных органах. Кроме того, опытный специалист поможет подобрать для предприятия наиболее эффективные мероприятия, позволяющие снизить финансовые расходы на их реализацию и сократить время достижения нормативных значений. Стоимость услуги по разработке программы повышения экологической эффективности составит 45 тысяч рублей, сроки – 30 дней.

СРОК ДЕЙСТВИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ.

Поскольку ПЭЭ является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения, то ее срок действия ограничивается сроком действия КЭР и составляет 7 лет с момента утверждения. Стоит отметить, что срок реализации рассматриваемого документа не подлежит продлению согласно пункту 5 ст. 67.1 Закона №7-ФЗ. Исключение в данном случае составляют: - градообразующие предприятия, численность работников на которых составляет 25% численности работающих жителей населенного пункта; - производственные объекты, численность работников которых превышает 5 тысяч человек; - объекты государственной важности, услуги и продукция которых имеют стратегическое значение. Для вышеперечисленных предприятий, срок реализации ППЭЭ ограничивается 14 годами и в дальнейшем продлению не подлежит. В случае, если эффект от реализации программы будет достигнут ранее 7 лет, то ее срок действия сохраняется до истечения срока действия КЭР.

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Первоначально проект требуется согласовать межведомственной комиссией. В состав такой комиссии могут войти:

  • специалисты корпорации «Росатом»;
  • представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
  • представители органов исполнительной власти субъектов РФ.

Члены комиссии вправе запрашивать необходимую обосновывающую и справочную информацию у межведомственных организаций, разработчиков документации и непосредственно у природопользователя. Такая комиссия рассматривает документ в течении 4- 6 месяцев. Если в указанный период предприятие не получает комментарии и замечания согласующей стороны – документ считается согласованным и утвержденным. Далее, согласно законодательным требованиям, программа утверждается руководителем производственного объекта. Для этого издается внутренний приказ по предприятию. Требуется в обязательном порядке ознакомить всех сотрудников, несущих ответственность за реализацию представленных в программе мероприятий. В случае получения отказа в согласовании от межведомственной комиссии, природопользователю необходимо внести в ее содержание необходимые корректировки и передать на согласование повторно. Не стоит забывать, что функциями надзорных органов предполагается регулярный контроль за исполнением. Кроме того, природопользователи обязаны ежегодно предоставлять отчетную документацию об их реализации в территориальные департаменты Росприроднадзора. Сведения отчета оформляются в виде таблиц, соответствующих таблицам в тексте документа.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

В первую очередь стоит отметить, что при сверхнормативном выбросе или сбросе загрязняющих веществ в окружающую среду размер экологических платежей для природопользователей может быть рассчитан с учетом повышающих коэффициентов в соответствии со ст. 16.3 Закона «Об охране окружающей среды». Для предприятий I класса опасности такой коэффициент равен 100. В большинстве случаев данные расходы значительно превышают стоимость разработки разрешительной документации.

В случае отсутствия в документации программы повышения экологической эффективности, предприятие может получить отказ в получении комплексного экологического разрешения. Размер штрафных санкций в данном случае регламентирован статьей 8.47 КоАП, согласно которой сумма штрафа для должностного лица может составить 4-10 тысяч рублей, для предприятия 50-100 тысяч рублей.

Кроме того, штрафные санкции для предприятий предусмотрены и в случае осуществления выбросов и сбросов загрязняющих веществ без получения разрешительной документации. Регламентируются они статьями 8.14, 8.21 КоАП. Размер штрафных санкций по указанным статьям может достигать 250 тысяч рублей или обернуться временным приостановлением деятельности предприятия на срок до 3 месяцев.