Найти в Дзене
Наследники

Василий Буров: как решать повседневные потребности жителей и зарабатывать на знаниях города

Оглавление
Василий Буров, основатель компании WikiVote!, соучредитель АНО Информационная культура, советник директора МИЭМ НИУ ВШЭ, член Экспертного совета при Правительстве РФ, член рабочей группы «Цифровое государственное управление» АНО «Цифровая экономика»
Василий Буров, основатель компании WikiVote!, соучредитель АНО Информационная культура, советник директора МИЭМ НИУ ВШЭ, член Экспертного совета при Правительстве РФ, член рабочей группы «Цифровое государственное управление» АНО «Цифровая экономика»

Что такое платформа «Умный город» на практике?

В большинстве случаев говоря «умный город» подразумевают город, снабженный бесконечным количеством технических устройств и во многом управляемый по концепции умных инфраструктур. Но я бы рассматривал это шире, как город с комфортной инфраструктурой для современной жизни, построенный вокруг экономики знаний. То есть это город, в котором инфраструктура создает условия для реализации высокоуровневого человеческого капитала.

С другой стороны, это точка входа к локальной инфраструктурной сети в городе. Это не о том, чтобы продублировать портал Госуслуги, а чтобы создать удобный интерфейс для конкретного места. В каждом более или менее развитом городе существуют свои информационные ресурсы: городские форумы, «барахолки» и т.д. Городская платформа может интегрировать существующие места, давать пользователю возможность для редакции, поиска, вхождения туда своим единым идентификатором. В этом смысле, «Умный город» — это интеграционная платформа с единой идентификационной системой, с понятными правилами присоединения к ней, с понятными сервисами вокруг неё и внутри самой платформы. Существует достаточное количество разнообразных решений, и городская платформа, по моему мнению – это интегратор такого рода решений.

-2

Платформа и сервис: как зарабатывают на данных

Платформа такого города – это существенным образом про управления знаниями, поскольку основная её функция – интеграционная. В интеграционной функции 99% – это управление знаниями, оставшийся 1% – это единый идентификатор и сопутствующие сервисы. Поэтому платформа – это некоторая конструкция, которая является посредником между большим количеством людей, и в этом её смысл.

Если мы хотим, чтобы что-то стало активом, оно должно перейти в форму, в которой может быть монетизировано, то есть чтобы это что-то можно было каким-то образом купить или продать. Это «купить» может быть не только за деньги, но и за символический капитал или что-то ещё, не важно. Главное, чтобы произошёл факт некоторой транзакции.

В мире есть примеры, когда люди прорабатывали концепцию городских инфраструктур – туристических, иногда для внутригородских целей, иногда для каких-то городских предприятий. Затем это реализовывалось, и люди получали определенную долю прибыли. Такие кейсы были в Финляндии, Великобритании и Австралии, Бразилии, и это то, к чему нужно стремиться.

Однако, надо учитывать, что строить модель на таком подходе – довольно рискованно. Существует другая возможная сторона монетизации: история про коллективные знания, становящиеся активами, которыми мы все пользуемся, но при этом не отдаем себе в этом отчет. Это, как правило, истории, связанные с коллективным формированием наборов данных и их продуктов. Одним из ярких примеров такого краудсорсинга, когда каждый из нас в нем участвует, но никто из нас специальных действий к этому не предпринимает – это «Пробки» на Яндексе. Мы пользуемся картами и навигатором для того, чтобы посмотреть дорогу, он стоит у нас в телефонах и смотрит, как и куда мы движемся.

Но программа на самом деле намного сложнее, в ней сложные алгоритмы, связные опции, иногда использование разных датчиков и данных дорожных служб. Это пример того, как пассивное участие людей в формировании датасетов, выражающих знания, могут потом становиться реальным активом. Можно использовать и активное участие людей в создании таких активов, но это уже довольно сложная организационная конструкция и сборки таких моделей требуют глубокой методологической основательности.

-3

Как создать платформу, которой будут пользоваться

Довольно просто создать вещь, которой никто не будет пользоваться, это касается подавляющего числа попыток в нынешнем российском увлечении платформами. Поэтому не надо предлагать какое-то искусственное «идеальное» построение, а надо отталкиваться от реальных потребностей и проверенных решений. И с самого начала проектировать, отталкиваясь от существующей жизни людей.

Строительство большого монолитного универсального решения – крайне большой риск. Неизвестно, возможно ли вообще какое-то единое монолитное решение, подходящее всем. Можно решить и придумать, что мы сейчас сделаем всё сами, такое большое, огромное, и всё будет здорово – но сделать это хорошо потребует бесконечного времени и сил. И в результате получается или плохо, или поздно, а чаще все сразу.

Нужно помнить, что большие информационные системы, работающие с большим числом разнородных пользователей и их разнородных интересов, редко взлетают. Например, на какой-нибудь один Фейсбук есть бесконечное количество погибших социальных сетей.

Ещё один риск – это непопадание в аудиторию, при чем аудиторию с двух сторон. Платформа, про которую мы говорим, всегда имеет несколько стейкхолдеров, независимо от того, кому она юридически принадлежит. Городские власти является её стейкхолдерами, городской бизнес, простые жители. Непопадание в интересы этих групп – очень серьезный риск для платформы. Нужно придумать согласования их интересов и пути преодоления сопротивления – при этом не административные. Это важно, потому что административно обязать что-то делать через платформу, конечно, можно, но чтобы это стало историей про формирование знаний и ценностей – административно не решается. Люди должны действительно захотеть этим пользоваться, понять зачем им такое надо. И когда они это поймут, тогда есть шанс. Поэтому, главный вопрос – КАК это сделать. В каждом городе нужно отдельно конфигурировать такую систему, увязанную с местными ресурсами, людьми. Это тяжёлая, большая организационно-методическая работа, с которой, если научиться справляться, то это серьезная заявка на всемирную победу.

-4

О компетенциях, ценностях платформы и культуре

Есть такой термин у специалистов и в педагогике, называется «вычислительное мышление». Это умение в своих мыслях и в том, как ты рассуждаешь про мир, понимать, что в нём есть киберфизические объекты, у которых своя логика поведения, определяющаяся какими-то своими законами. Потому что наличие такой платформы в жизни, особенно если она увязана с инфраструктурными вещами и с тем, что на базе неё генерируются какие-то наборы данных, требует, чтобы у людей было осознанное к этому отношение. Для этого они должны понимать генерируемые платформой ценности и разделять их.

Наша жизнь, наши институты, наша культура совершенно не располагает к коллективному взаимодействию, а образование ему не учит. Соответственно, нужно, чтобы людям как-то прививались практики коллективного взаимодействия, обучались им. Это как правило, очень стандартные способы обучения, потому что такой soft skill возникает в процессе реализации каких-то действий, проектов. Этот soft skill очень слаб в России в целом. И в принципе для городской платформы важна история про развитие таких скиллов: переговоры, планирование, какого-то соучастия, договаривания о вкладе каждого. Это является принципиальной компетенцией, которой не хватает сегодня. С hard skills и цифровыми навыками у нас всё как раз неплохо, хотя и бытует обратное мнение.

Для того, чтобы привить культуру соучастия, нужна история про открытость и равенство. Равенство не номинальное, а настоящее, реальное, информационное равенство - одинаковый доступ к возможностям и понимание того, что будет происходить, то есть прозрачность алгоритмов. При проектировании всегда важен принцип safety first в отношении действий и данных пользователей, и надо воспринимать его как настоящую информационную безопасность, а не как её имитацию бесконечным техническим усложнением деятельности участников.

-5

Платформа для местного бизнеса и самоуправления

Платформа может стать довольно важной базой для людей и местных бизнесов. Чтобы это было максимально эффективным, нужно чтобы платформа стала маркетплейсом местных данных, местных знаний для бизнеса и государства. Для муниципалитета — это про планирование городского хозяйства: где и что сделать, что и как провести. Например, как организовать транспортные маршруты: это большая история, на которую тратятся осознанно или неосознанно довольно большие деньги. Если у меня какой-нибудь маршрут проложен неэффективно, то я просто трачу лишние деньги на его содержание, люди недовольны, – а мог бы зарабатывать и политические очки, и деньги.

Платформа может с помощью себя образовывать некоторое поле, в том числе правовое, для реализации новых практик самоуправления. К примеру, существует множество краудфандинговых платформ, которые решают организационные и правовые проблему массового сбора денег в обществе, но для парсипаторного бюджетирования на местном уровне такого решения нет.

Когда я рассказываю зарубежным коллегам о том, как у нас жалуются на отсутствие лампочек или грязный подъезд, доходя иногда до президента, меня спрашивают, а почему нельзя самому помыть или вместе скинуться и уборщицу нанять, вместе договориться и лампочку купить? Людям других культур такое часто не приходит в голову, так как местные сообщества с такими вещами справляются на своем уровне.

В России многим кажется, что на городском уровне обсуждение перегоревших лампочек в подъездах — это какая-то плохая история, тяжело воспринимаемая нашей властью, хотя для всего мира это обычное дело. Обсудили, договорились и ввернули лампочку. Но допустив к проблеме все большее количество людей, можно изменить климат и сдвинуть культуру отношения к городу с позиции, что «вы всё мне должны». Важно для этого создавать низовые структуры, которые потом будут взаимодействовать с властью от этого консолидированного количества. И будет здорово, если платформа обеспечит легитимизацию этого. Такая платформа будет и точкой развития и, вообще, важной точкой управления городом, основанного на знаниях.