Дисклеймер: бу! Страшно? Нет? А зря. Ведь дальше вас как обычно ждет вода и субъективизм, а этого стоит бояться. В статье упоминается обзор игры "Detroit: become human", ссылка на него непосредственно вот
Доброго времени суток, любители моего потока сознания. Сегодняшняя статья будет про игры и только про них, так что если вдруг вам вообще категорически не интересно всё, что с ними связано, можете не тратить время. Ну а всех остальных милости прошу дальше.
О серии
Для тех, кто не знает (а такие практически все), "Dark pictures" - серия игр в жанре интерактивное кино. Если точнее, это ещё и хоррор. Если совсем точно, это серия несвязанных друг с другом историй в жанре хоррор, рассказанных с помощью инструментов интерактивного кино. Согласно добытым мной в ходе старательного гуглинга данным (ладно, на самом деле я не старался, просто открыл Википедию), всего планируется восемь игр, но пока вышли всего две первые, так что естественно в статье будет про две. Собственно, с вводной информацией закончили, можно приступать к чему-то более конструктивному.
Хранитель и общая составляющая серии
Было бы довольно странно, если бы серия предоставляла просто ничем не связные истории, тогда она бы и не называлась антологией. Поэтому прежде всего нужно было обозначить некоторый "мостик", связывающий все истории в одну вселенную. Таким мостиком здесь и является Хранитель. В общем-то, все истории, которые происходят в играх, записаны этим мужчиной в стильном костюме. Вернее, не совсем записаны. Они имеют начало, но всё дальнейшее развитие зависит только от игрока (что логично, это же интерактивное кино). Хранитель же только записывает наши выборы и наблюдает за всем со стороны.
По сути, он такой классический всеведущий рассказчик, со всеми вытекающими признаками: спокойствие, легкая насмешка над незнанием игрока, эпичные фразочки - он в серии отвечает за нагнетание интриги и подведение итогов. Оставлю здесь одну из его фраз из вступительной речи, чтобы можно было понять, о каком таинственном пафосе я говорю:
"Мы принимаем решения, руководствуясь своим «моральным компасом». И с этими решениями мы живём... или умираем из-за них"
Кстати говоря, когда я первый раз увидел его после пролога, я подумал, что он будет жутко меня раздражать - такие персонажи обычно не приносят абсолютно ничего интересного, просто вбрасывают вычурные утверждения непонятно зачем. К счастью, я ошибся - Хранителя в каждой истории довольно мало, всего пять его монологов на историю, включая вступление и прощание, и в таком относительно небольшом количестве он играет как надо - подбавляет таинственности, но при этом не надоедает.
Что касается фишек повествования, "Dark pictures" не делает каких-то прорывов, но при этом очень хорошо работает с классическими инструментами интерактивного кино (вот это я завернул конечно. Мне кажется сейчас интерактивное кино само офигело от того, что у него оказывается какие-то классические инструменты есть). В диалогах всегда есть три варианта ответа - два из них очень условно делятся на "рациональный" и "эмоциональный", а третий это буквально промолчать. Весь экшен, которого тут тоже достаточно много, реализован через родимые QTE. В общем-то, на этом способы влиять на происходящее заканчиваются, но не так важны способы, как их представление.
На этом с муторным и никому не нужным описанием геймплея я с радостью заканчиваю и перехожу собственно к тому, ради чего создается интерактивное кино - к историям.
Man of Medan
Собственно, первая история, выпущенная около года назад, рассказывает о неудавшейся дайвинг-экспедиции пяти молодых людей. Вместо веселого развлечения они в итоге оказываются на корабле-призраке, где по законам жанра творится какая-то полная чертовщина. И в итоге нам, поочередно играя за всех пятерых персонажей, предстоит бродить по этому кораблю, отстреливаясь, отмахиваясь, отпинываясь и убегая от всего, что движется - будь то пираты или какие-то сверхъестественные дряни, попутно собирая те самые секреты, чтобы хоть как-то понять, что происходит.
История
В первую очередь в этом пункте хотелось бы упомянуть жирнейший плюс, который и побудил меня сыграть - многовариантность. В зависимости от того, что вы делали ранее, персонажи меняют особенности, а эти особенности в свою очередь дают различные варианты развития диалогов и вообще действия. Поэтому реиграбельность здесь очень высокая - за один раз вы вряд ли посмотрите всё, что стоит посмотреть, разве что доведете всех персонажей до конца игры живыми (что очень сильно маловероятно), да и даже тогда стоит переиграть хотя бы ради того, чтобы убить всех))) И да, как следствие того, что это хоррор, умереть в игре может каждый персонаж, что тоже вызывает желание перепройти, если например приглянувшийся вам паренек схлопотал пулю в лоб из-за одного проклятущего QTE, черт бы побрал того, кто их придумал (прошу прощения, всё, я снова спокоен. Просто я ну ооочень люблю QTE).
Сами персонажи, кстати, воплощают довольно обыденные образы и мало как выделяются, поэтому сожаление от их смерти здесь скорее из-за спортивного интереса и цели "спасти всех", нежели от сопереживания героям. Разве что Конрад выделяется своей придурковатостью и его действительно жаль терять. Но это что касается персонажей. Если рассматривать в целом историю, сложно сказать, что она очень уж хороша - подсказки и намеки дают понять суть происходящего где-то с середины, далее лишь открываются уже менее значимые факты. Да и сама главная тайна не сильно удивляет, такое уже было в произведениях не раз и не два. Тем не менее, следить за сюжетом довольно интересно, он не рассыпается на куски, стоит только начать задумываться над логикой, а это уже огромный плюс. В целом, никто ведь и не обещал вершин остросюжетности, поэтому претензии к истории здесь всего две и о них чуть ниже.
О хоррор составляющей
Полагаю, я не сильно вас удивлю, если скажу, что в хоррор-истории есть скримеры, что раньше как-то и не давало мне сыграть, потому что ужасы абсолютно не мой жанр, я вскакиваю от каждого шороха. Но как оказалось, всякие "пугалки" здесь довольно-таки вторичны, особенно когда ты ещё и ждешь их из-за каждого угла, потому что знаешь, что они должны быть в игре.
В целом страх нагоняет больше не неожиданность появления различных тварей, а их внешний вид, но даже это постепенно сходит на нет, когда разгадываешь первопричину всей происходящей катавасии. А она оказывается довольно таки прозаичной.
Минусы
На самом деле у игры лишь один глобальный минус, из которого вытекают все остальные, приведенные ниже - игра банально сырая. Первая, пробная, с ещё не очень отработанной и оптимизированной системой, из-за чего возникают всякие глупые ситуации. А теперь к списку:
- Пролог. Длинный и, откровенно говоря, я так и не понял, зачем он был нужен. С системой игры можно было познакомить нас уже в основном сюжете, благо начало там относительно спокойное. А этот пролог мало того, что не нужен, так ещё и в некотором смысле раскрывает интригу
- Не совсем комфортное портирование на ПК, или может быть просто геймплей, не знаю, каков он на консолях. Все эти фиксированные камеры, которые иногда не дают нормального обзора, в некоторых моментах слегка подбешивают, хотя иногда дают и довольно красивые ракурсы. Кстати, если вдруг камера по абсолютно необоснованным причинам отъезжает куда-нибудь в сторону и отдаляется от героя, будьте готовы - скорее всего сейчас на первом плане промелькнет какая-нибудь крыса с резкой ноткой в музыкальном сопровождении. Да, вот такие здесь незатейливые бывают скримеры.
- Одно отсутствие выбора, который мог бы чертовски сильно повлиять на сюжет. В самом начале игры Конрад напоказ начинает бросать деньги в воду перед очаровательного вида людьми, которые впоследствии окажутся пиратами. И довольно очевидно, что такое поведение может вызвать проблемы, но при этом Флисс, за которую мы в этот момент играем, просто стоит рядом, выбора "Остановить Конрада" нет от слова совсем. По сравнению со всем обилием концовок и развилок этот факт не выглядит таким страшным, но все-таки отметить его мне показалось важным.
- Экраны загрузки. Больше экранов загрузки богу экранов загрузки! Черные прямоугольники с полоской прогрузки снизу иногда появляются так часто, что не успеваешь их считать. Особенно под конец, где количество возможных развитий достигает максимума, они возникают буквально после каждой короткой сцены, и это здорово так вырывает из динамики действия.
- Концовка. С ней та же беда, что и с предыдущим пунктом. Здесь настолько много вариантов исходов, что практически ни в одном варианте нам не покажут хоть сколько-нибудь связное завершение. Могут измениться отдельные фразы в диалогах, если у вас выжило большее количество персонажей, но если хотя бы двое из них умерли (а они скорее всего умрут. У меня вот в первом прохождении умерли трое, хотя я очень старался), всё, что вы получите в конце - нарезку коротких видеоклипов, практически без слов, так ещё и с нашими любимыми экранами загрузки между ними. Из-за этого окончание истории остается смазанным и невнятным, даже финальная речь Хранителя не очень спасает от этого ощущения.
- Отдельные несостыковки в диалогах, действиях и эмоциях персонажей. На самом деле, подобные вещи неизбежны в любом интерактивном кино. Когда ваш персонаж с помощью магии склеек перемещается на два метра, прямо под нос к преследователю, хотя вы точно уверены, что секунду назад были в двух метрах от него. Или когда Конрад, потерявший в моей первой концовке сестру, в итоге без умолку болтает о том, каких чудищ он повстречал на корабле. По сути, это норма, такое встречается и такое бывает. Даже в "Детройте", который практически идеален с технической точки зрения, есть такие несостыковки. И что уж говорить о проекте, который я определил для себя как "сырой". С таким остается только мириться.
Вывода по первой части пожалуй не будет, всё это читайте после обзора ко второй.
Little hope
Вторая часть настолько свежего выпуска, что если бы она была книгой, от неё бы ещё пахло краской. Вышла она 30го октября, то есть буквально полмесяца назад и чуть более чем на год позже "Man of Medan" (к слову, её взломали и залили на торренты прямо в день выхода))), и когда я её скачивал, я уже предвкушал, как напишу что-нибудь едкое и разгромное. Потому что если уж первая часть меня не сильно впечатлила, то уж продолжение, которое клепали буквально за год, должно было стать каким-нибудь полным бредом. С таким веселым предвкушением я сел играть, а вышел из уже пройденной игры в абсолютном смятении. Плохая это игра? Да вроде как совсем нет. Получается, она хорошая?.. Но это тоже не правда. Может быть тогда она ни рыба ни мясо, сырой среднячок как первая часть? И снова нет, черт побери. Ладно, резюме я попробую выдать позже, а пока поподробнее об игре.
История
В этот раз мы играем за разношерстную группу несчастных, состоящую из молодых студентов в количестве трех штук, одной взрослой студентки около 40ка лет и их преподавателя примерно такого же возраста. Компания в этот раз куда более интересная, на мой взгляд по крайней мере, хотя бы потому что в ней широкое пространство для внутренних конфликтов, которые периодически вспыхивают с новой силой. К примеру Джон, преподаватель, после аварии, в которую группа успешно попадает, старательно пытается обозначить себя как лидера. Вот только проблема в том, что он трус, такое бывает. Да ещё и некоторые члены коллектива активно оспаривают его авторитет. И главное, чего на мой взгляд не так много было в Man of Medan, персонажи проходят свой путь, развиваются. Если в первой части тяжелые моральные выборы просто были, скорее ради игрока, и практически никаких заметных изменений персонажи для себя из них не выносили, то в "Little hope" есть возможность как отыгрывать преодоление собственных страхов, так и поддаваться им. К примеру Джон на протяжении игры может много раз брать на себя инициативу в опасных предприятиях, и по итогу не только добиться уважения всей группы, но и вступить, так сказать, в схватку со своими демонами (это каламбур, который вы не поймете, но мне захотелось его вставить). И так происходит со всеми персонажами. Сюжет здесь гораздо более запутан, секреты не дают тебе ответов ни в середине ни даже ближе к концу, так что на протяжении всего прохождения вы будете лишь строить догадки относительно природы происходящего. А потом... Впрочем, об этом позднее.
Как я уже сказал, история на этот раз получилась куда более стоящая, по крайней мере для меня. Помимо этого, видна работа и во всех других областях - QTE по сравнению с первой частью стали гораздо более выполнимы (об этом говорит как минимум то, что в этой части в моем прохождении все выжили с первого раза), а при взаимодействии с чем-то, что вызовет покидание локации, теперь высвечиваются специальные стрелочки-предупреждения. По моему отличная штука, потому что я один из тех людей, которые любят побродить и посмотреть буквально на всё в локации, и каждый раз когда в любой игре возможность исследовать окрестности вдруг обрывается раньше, чем я успеваю провзаимодействовать со всем с чем возможно, я испытываю дикое раздражение. Возможно, отчасти поэтому вторая часть зашла мне больше, хотя многие ругают её за наличие слишком большого количества "бродильных" локаций, но для меня это скорее плюс.
О хоррор составляющей
Как и в предыдущей части, страх от скримеров здесь очень маловероятен, просто потому что построены они максимально примитивно, в большинстве случаев прямо перед этим успеваешь подумать нечто вроде "о, выглядит так, как будто меня сейчас попытаются напугать". Да и в целом атмосфера скорее мистическая и таинственная, но не так чтобы пугающая.
Минусы
В прошлой игре все минусы оправдывались тем, что она первая в серии, но здесь таких оправданий нет. С другой стороны, и минусы здесь не то, чтобы критичные... Помимо одного, конечно.
- Самые кривые камеры и ракурсы за всю историю компьютерных игр. Вот серьезно, при всех возможностях современной игровой индустрии, эти чертовы закрепленные камеры, которые в этой части даже перестали быть закрепеленными, это просто мука. Камера здесь как бы следует за персонажем, но при этом этой самой камерой игрок не управляет. А алгоритмы игры как-то вот вообще не могут в адекватные ракурсы, от слова совсем. Иногда приходится нарезать пару кругов по местности, чтобы камера наконец развернулась и отъехала тебе за спину, потому что иначе получается прекраснейшая прогулка, во время которой камера направлена прямо в лицо герою и вы вслепую пытаетесь угадать, где же там впереди должна быть тропинка. А уж об одном шедевральном моменте, где секрет лежит на полу и приходится вымерять позицию своего персонажа до миллиметра, чтобы этот секрет влез в камеру и вы смогли с ним взаимодействовать, я вообще молчу. С другой стороны, теперь в этом плане меня не смутит уже ни одна игра, потому что хуже не может быть абсолютно ничего (к слову, таким же образом меня больше не бесит ни один порт с консоли на ПК - я проходил "Beyond: two souls" с мышкой и клавиатурой, страшнее уже ничего не найти)
- Классические несостыковки с местоположением героев, а также один очень странный момент в начале игры. Странность его вот в чем - если, играя за Тейлор, согласиться идти в город, то буквально через минуту после этого она скажет что-то вроде "Я хоть и согласилась идти в город, но теперь уже передумала". И зачем тогда был первый выбор? Да, он повлияет на улучшение отношений с другими героями, но он никак не повлияет в итоге на решение Тейлор не идти в город. Если разработчикам так нужно было отделить её от большей части группы, можно было сделать это как-нибудь поизящнее, учитывая что в их распоряжении мистика.
- Концовка. Вернее даже не так. КОНЦОВКААААА. Пока я играл, я переходил с настроения написать разгромную статью на настроение написать хвалебную - уже думал, что стоит сказать о хорошем взаимодействии персонажей, о неплохом сюжете, об атмосфере, о развитии героев и их отношений, о куче всего ещё. А потом произошло то, что произошло. И у меня в голове остался только вопрос. "Как?". Вот просто как возможно настолько обесценить всё, что сейчас происходило на протяжении всей игры. Я не буду больше ничего говорить о концовке, эту боль загубленной истории можно только прочувствовать.
Вывод
В итоге, если учитывать все те минусы, которые были перечислены, я бы сказал, что "Dark pictures" пока что лишь развлечение на пару вечеров, да ещё и среднего качества. Если вам хочется скоротать время, можно поиграть. Ну или если у вас вдруг есть друзья, можете опробовать многопользовательский режим, я почти уверен, что это ещё веселее, тем более что игра предлагает аж два различных варианта совместной игры. Но главный совет, который я могу вам дать - насладитесь историей второй части и резко выключите игру на концовке. Лучше оставить причины происходившего манящей загадкой, чем получить то, что даст вам этот, прости Господи, финал.
На этом всё, надеюсь вы не захлебнулись в воде и, как говорит Хранитель, мы обязательно ещё встретимся.