Найти в Дзене
Океан Между Нот

А белый лебедь на пруду не тратит жизнь на ерунду

Оглавление

Вот постарался и собрал в одном месте все самые популярные произведения академической классики, так или иначе связанных с лебедями. Плюс несколько малоизвестных сочинений.

Вам даже добавить будет нечего.

Итак, в хронологическом порядке.

1539

Не нашёл ничего древнее. Четырёхголосый шлягер "Il bianco e dolce cigno" ("Белый и сладостный лебедь") Якоба Аркадельта, возможно, был самым знаменитым мадригалом XVI века.

Если умирая, я не чувствую никакой другой боли,
Я был бы счастлив умирать тысячу раз в день.

И это объяснимо. Запоминающиеся слова с сексуальным подтекстом на красивую мелодию во все времена имеют успех у слушателей.

1612

Английский композитор Орландо Гиббонс в мадригале "Серебряный лебедь" не только пересказывает легенду о том, что молчаливая при жизни птица, предчувствуя смерть, начинает петь во всё горло, но и обличает современных ему создателей мадригалов и горько сожалеет об упадке жанра.

Прощайте, все радости! О, Смерть, приди и закрой мне глаза!
Сейчас в живых больше Гусей, чем Лебедей, больше Глупцов, чем Мудрых.

1671

Монументальное сочинение патриарха немецкой музыки Генриха Шютца называют "Schwanengesang" ("Лебединая песня"). Оно состоит из одиннадцати мотетов для восьми голосов в двух антифонных хорах в сопровождении органа basso continuo.

Тексты взяты из Ветхого завета и к лебедям отношения не имеют. Это дань традиции: на последнее творение автора приклеивать ярлык "лебединая песня".

1828

В аналогичном положении находится посмертный сборник песен "Der Schwanengesang" Франца Шуберта. Заголовок придумал издатель Тобиас Хаслингер.

Из пернатых здесь только голуби.

1850

В опере "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера Лебедь - один из главных персонажей - величественный и молчаливый. Его лейтмотив появляется в первом акте в момент вступления рыцаря на берег.

Подписчики канала знают о моём непреходящем восхищении творчеством немецкого композитора. Для новых читателей сообщаю: в оперном искусстве Вагнеру нет равных!

И в тысячный раз напомню лейтмотив запрета из "Лоэнгрина".

Через пару десятилетий его отголоски зазвучат в лучшем балете всех времён и народов.

1870

Год публикации поэтического романса "Умирающий лебедь" американского композитора Луи Моро Готшалка, скончавшегося в 1869-ом от передозировки хинина.

Есть у меня подозрение, что название для пьесы было выбрано случайно.

1876

Петр Ильич Чайковский создаёт бессмертное "Лебединое озеро".

Я, на самом деле, не балетоман, меня впечатляет музыка. До сих пор.

В этом же году опубликованы "Шесть песен на стихи Генрика Ибсена" Эдварда Грига. Вторым номером сборника идёт "Лебедь".

Здесь ничего нового: белая птица молчала-молчала, а перед смертью вдруг запела.

1886

Всё-таки самого известного Лебедя классической музыки выпустил Камиль Сен-Санс в "Карнавале животных".

Когда-то давно на канале выходила публикация посвящённая этой пьесе. Алгоритм Дзена немедленно отреагировал "баном" с формулировкой "откровенный контент", и мне пришлось её удалить. Причиной блокировки были иллюстрации, сопровождающие статью.

Всё дело в том, что по моему мнению, в образе Лебедя композитор вывел Зевса, и всё произведение описывает его интимную интрижку с Ледой, а найти картину неэротического содержания на эту тему практически невозможно.

Прямых доказательств этой теории у меня нет. Предполагаю, что одна пьеса в изначально пародийно-сатирическом цикле не может быть "нормальной". Должен быть какой-то подвох.

В 1905 году "Лебедь" Сен-Санса получил дополнительную известность благодаря усилиям Михаила Фокина и Анны Павловой.

1893

Несмотря на несколько поздних переработок, симфоническую поэму "Туонельский лебедь" Ян Сибелиус сочинил именно в этом году. Сейчас она является частью сюиты "Четыре легенды о Лемминкяйнене".

Изображать голос Лебедя, поющего песню Смерти, поручено английскому рожку.

И это далеко не последний орнитологический опыт композитора. Об остальных - ниже.

1900

Одно из исключений, где лебедь не умирает, а наоборот, выходит замуж и возможно живёт счастливо - история из оперы "Сказка о царе Салтане" Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Интересно, когда Царевна-Лебедь забеременеет, она родит Гвидону ребёнка или снесёт яйцо?

1906

Следующий лебедь всплывает в вокальном цикле "Естественный истории" Мориса Равеля. В отличии от Сен-Санса композитор не побоялся прослыть смешным и как-то подпортить свою репутацию. Премьера необычного произведения "высокомерной шутливости" состоялась в 1907 году.

В тексте Жюля Ренана описывается лебедь, который пытается поймать облако в отражении воды, но вместо этого каждый раз вытаскивает из ила червячка, поэтому толстеет, превращаясь в гуся.

Он изнуряет себя ловлей пустых отражений и, возможно, умрёт, став жертвой этой иллюзии ...

1908

И вновь Ян Сибелиус. Очаровательная музыка к сказочной драме "Белая, как лебедь" Августа Стриндберга существует в двух вариантах: полная версия к спектаклю и усечённая оркестровая сюита.

В финале влюблённая пятнадцатилетняя принцесса оживляет утонувшего принца. Для создания религиозной атмосферы композитор добавил партию органа.

1910

Сергей Сергеевич Прокофьев пишет "Два стихотворения для женского хора на слова Константина Бальмонта" (соч. 7). Первое из них - "Белый лебедь" - мне показалось скучноватым, без изюминки.

Такой же номер был присвоен опере "Царство Черного лебедя" Зигфрида Вагнера. Настоящих птиц в ней нет, а интригу составляет средневековое преследование "ведьмы" Линды.

1915

И опять Ян Сибелиус. По легенде композитор увидел шестнадцать взлетающих лебедей, услышал их крики, и сразу записал пришедший в голову раскачивающийся мотив. Он звучит в финале Пятой симфонии в исполнении валторн. Потрясающе красиво.

1917

Подобно Камилю Сен-Сансу бразильский композитор Эйтор Вилла-Лобос в пьесе "O Canto de Cisne Negro" ("Песнь чёрного лебедя") использует фортепиано и виолончель. Получилось похоже.

Но на самом деле, это фрагмент симфонической поэмы "Naufrágio de Kleônicos".

1919

Первым номером вокального цикла "Миражи" Габриэля Форе идёт "Cygne sur l'eau" ("Лебедь на воде"). Песня написана на стихи Рене де Бримона.

На редкость занудная вещь.

1936

Карл Орф в сценической кантате "Кармина Бурана" показывает лебедя несколько в ином виде ... гастрономическом. "Плач жаренного лебедя" исполняется фальцетом.

Когда-то жил я в озере,
Когда-то был красавчиком,
Когда-то звался лебедем.
Бедный, бедный,
Был я белый —
Чёрный стал зажаренный.

Между тем, годом ранее другой немецкий композитор - Пауль Хиндемит - представил публике концерт для альта с оркестром "Der Schwanendreher", буквально "Переворачивающий лебедя".

В последней части сочинения композитор использует мотивы средневековой народной песни "Seid ihr nicht der Schwanendreher?" - отсылка к помощнику повара, который готовит лебедя, поворачивая его на вертеле.

1939

Хиндемит снова вспоминает нашу птичку. Вторая часть его "Шести хоров на стихи Рильке" называется "Лебедь".

1972

Концерт для аудиозаписи птичьего пения с оркестром "Cantus Arcticus" финского композитора Эйноюхани Раутаваара был упомянут в одной из публикаций канала. Повторятся не буду. Ссылка уже скоро.

1995

Российский композитор Леонид Аркадьевич Десятников сплавляет литературу и музыку в горниле сочинения для двух фортепиано "Du côté de chez Swann" ("В сторону Лебедя") - это роман Марселя Пруста "По направлению к Свану", где Сван (Swann) - имя героя и "Лебедя" (Swan) Сен-Санса.

Слово автору:

"Лебедь" ... представляет собой комментарий к классической музыке, в данном случае к хрестоматийному шедевру Сен-Санса. Я использую тот же строительный материал - преимущественно гаммы и арпеджио. Кроме того, здесь, как ни странно, есть следы моего увлечения творчеством Лигети, в частности, его "Тремя пьесами для фортепиано в четыре руки", хотя, конечно, музыка Лигети несравненно сложнее.

Вот так представитель фауны стал источником вдохновения для композиторов. Сам по себе, лебедь - обыкновенная птица, а всё разнообразие смыслов вокруг него строится человеческой мыслью.

А человек может нафантазировать что угодно: от описания оргазма до глубоких философских размышлений.

Конечно, вы знаете ещё множество "лебединых" примеров в классической музыке. Пишите их в комментариях, а я их соберу в одну кучку.

Тема "животные в музыке" воистину неисчерпаема: крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты, хомяки и кролики. Про всех можно написать статью. Например, так:

Животная музыка - Респиги, Раутаваара, Хованесс и другие

Заведу-ка отдельный раздел в постоянном КАТАЛОГЕ канала. На будущее.

Публикация не может быть без иллюстрации. Смотрите, вместо несмешной байки.

Птицы
1138 интересуются