Идея
Ачишхо — одна из главных гор Красной Поляны. Не прошло и 34 дней в Сочи, когда я захотел туда. Мы съездили с друзьями на лайтовую прогулку, на три часа без вершины.
И я понял, что это нельзя так оставлять. Я закинул идею спортивного похода за день, но никто не успел спланировать время, и я решил идти один, потому что с каждым днём холоднее и меньше света.
Один я ходил на высоту 2700 м на Эльбрусе. Но там было только 600 м подъёма, день был длиннее, и мне было всё равно, куда идти и где повернуть обратно.
Здесь холоднее, подъём в 3 раза больше, и я знал, что буду возвращаться по темноте. Перед дорогой я загрузился и слушал Whitesnake «Here I Go Again».
Ещё я переживал, что это Альппедофилия (если любишь маленькие горы, когда уже положено ходить на большие). Но принял это в себе.
Подготовка
Чак Норрис Красной Поляны — Дмитрий Ковинов. Он ходил везде и описал все маршруты. Прочитайте его главный текст по этой горе.
Его карта:
Для однодневных походов есть две точки старта:
1. Самый простой — заехать на 1700 м по каменной дороге до Хмелёвских озёр. Это хорошо для прогулок, но для спорта не интересно.
2. От верха Красной Поляны, 670 м. Я выбрал его. На карте это место, где оранжевая дорога переходит в синюю.
Я взял:
- Обычные кроссовки, не трекинговые — для скорости.
- Одежда: два слоя термы, флис, осенняя городская куртка, тонкая горная шапка.
- Литр воды (Чак бегал с 0.5 по короткому маршруту).
- 3 шоколадки, мюсли.
- Фонарь.
- Телефон с аккумулятором.
- Фотоаппарат.
Я взял только ту одежду, что осталось после закупки к Эльбрусу. То, что я арендовал там — здесь не понадобилось. С курткой рюкзак весил около 7 кг. Не понимаю, как у кого-то получается меньше.
Гора в заповеднике, поэтому нужно купить билет за 300 рублей здесь: https://kavkazzapoved.ru/routes
Маршрута на вершину нет в списке, и я выбрал бижайший, это «Ачипсинские водопады». Вообще официально вершины закрыты, потому что неделю назад выпал снег и на северном склоне не везде растаял.
Ещё нужно регистрироваться в МЧС, чтобы тебя пошли искать, если ты не разрегистрируешься. Вряд ли они работают так рано, поэтому я не стал этого делать. Хочу простую кнопку. А лучше, чтобы они сами отслеживали, чей телефон в зоне и не вышел вовремя.
Выход
14 ноября в Сочи солнце встаёт в 7:16. Я проснулся в 3:46, выехал в 5:30, был на начале маршрута в 6:35. Темно, но тропы видно. Нужно было выходить ещё раньше и идти с фонарём, раз уж проснулся без будильника в такое странное время.
В начале тропы сидел парень, Алексей, готовился к выходу и предложил идти вместе. Он много ходил по Крымским горам, по виду был подготовлен, и я машинально согласился (надо научиться отказываться). За 20 минут я узнал, что он не был выше 1300 м, не взял воду (ему сказали, что набирают из ручьёв), не загрузил карты, не знал тайминги, не купил пропуск и вообще не знает про него, курит, не завтракал и взял консервы, медленно идёт и неправильно несёт рюкзак. Тогда я сказал ему, что он не готов и я не хочу идти с ним. Это достижение для меня, потому что я обычно хочу всех спасать и чувствую себя обязанным.
Он попросил у меня карты, но я долго копался в Google Drive, и он отказался. Он не знал, что маршрут — это не линия, а ориентированный граф. Вот на картах надо было настоять, это моя ошибка.
Кстати, отказаться нужно было уже потому, что он не спросил ничего про меня и мою подготовку. Я потерял 20 минут, не делайте так.
Солнце показалось в 7:26, высота 900 м. Как часто вы встречаете в лесу лошадей?
Маршруты
Я подошёл к развилке. Из этой точки три маршрута:
- Длинный и официальный: по реке Бешенка через озеро Зеркальное. Длина 12 км, подъём 2000 м, номер 2 в путеводителе Чака Норриса.
- Промежуточный: через перевал «Медвежьи ворота», номер 3 в путеводителе.
Вчера я думал идти по длинному, но знал, что захочу быстрый. Так и вышло. А промежуточное не люблю, поэтому свернул на отрог — жёлтая линия на карте:
Низ
От официального маршрута до дороги на отрог нет тропы, нужно идти через лес. Вышел. Дальше широкая дорога без колеи. Красота захватывает. Везде слой листьев, и по ним никто не ходил. Ещё и солнце рассветное. Дорога крутая, и к 8:34 высота уже 1350. Там дорога переходит в тропу (переход от синего к зелёному на карте), и открываются первые горные виды.
Неофициальные горные тропы отличаются от официальных тем, что приходится включать руки. Это — неофициальная. Местами сыпучка из листьев, где-то нужно хвататься за деревья и подтягивать себя. Где-то нужно оттолкнуться от дерева, чтобы дотянуться до следующего.
В 9:00 высота 1490. Хотел сделать первый перекус на полпути на 1550, но нашёл хороший камень и остановился раньше. Зря: на 1550 вид гораздо лучше.
Дальше был самый красивый кусок тропы. Но я пропустил выход на гребень отрога и оказался на другой его стороне, на красной тропе, где Чак Норрис не ходил. В 9:30 на 1600 заканчивается густой лес.
Я увидел море! Никогда раньше не видел море с горы за 30 км. Кажется, что это просто слой неба, над которым дымка, но нет.
Здесь нужно просто сидеть и осознавать. Но времени мало. На вершине осознаю больше.
По полянам и маленьким лесочкам тропа выходит к тому, что подписано как «Греческий балаган» у Чака и «Греческий приют» на MAPS.ME. Возможно, это он (самое рукотворное, что там есть):
Дальше дорога наверх непонятна, я не нашёл тропу и шёл через лес. Только дома я увижу, что эта линия на карте Чака подписана как возможный непроверенный путь, а на MAPS.ME — «Плохой путь, без хорошей обуви и палок нечего делать».
Жесть
В 10:45 на 1850 я вышел к пересохшему ручью и стал подниматься по его каменному руслу. Я подумал, что красная тропа означает его. Красота и удобные камни, руки работают по полной.
Некоторые перепады были до 3 метров с углом 60 градусов, и мне пригодилось занятие на скалодроме, которое я взял несколько лет назад. В жизни оказалось довольно похоже, но главное отличие — там, где хочешь зацепиться, может вовсе не быть зацепок. Зря так делают.
Высота набирается стремительно, и усталости нет. На этих камнях удивительное правило: когда бы ты ни глянул на высоту, ты уже набрал 50 метров. Кажется, что нельзя злоупотреблять этим правилом, и не хочется смотреть слишком рано. Но смотришь — и действительно набрал ещё 50 метров. А это — на минуточку — 17-этажный дом.
- 11:05 — 1950.
- 11:13 — 2000.
- 11:21 — 2050.
- 11:33 — 2100.
Камни становились всё мельче и перестали быть устойчивыми. Вскоре они стали по 10–15 см, это опасная сыпучка, угол около 30 градусов, наступишь — всё поедет.
И это — прямо над руслом, где я шёл! Стоило кому-то идти в 200 м выше меня, и меня могло бы накрыть. Видимо, красная тропа или сразу шла правее, или где-то свернула после русла из больших камней.
К 2100 устойчивых камней не осталось. Я понял, что надо уходить в сторону. Но гора с боков от сыпучки уже была слишком крутой:
Можно было спуститься ниже и поискать более пологие заходы зигзагами, но я подумал, что спуск опаснее. Я пополз вверх, держась за траву, и это страшно. Я видел камень, до которого можно доползти, отдохнуть и что-то спланировать, он так манил, но, когда я добрался, он оказался тоже наклонённым. Я пополз к следующему, и опять то же самое. И ещё, и ещё.
Наконец я нашёл камень, где можно было сесть. Эти 50 метров высоты были самыми медленными, на них ушло 20 минут. До верха оставалось 60 м по горизонтали, и это самые хрен-знает-как 60 метров, которые я видел. Вот тут можно жить. Вниз — жесть, вверх — тоже. Такие островки удивительны. На них как целую маленькую жизнь проживаешь. Я перекусил. Надо было двигаться дальше.
Выше были скалы. Хватаясь за траву, я дополз до них. Можно было держаться!
Но я увидел, что они тоже трескаются. Я пошатал кусок скалы и отломил его. Так бывает, когда вода попадает в трещины, замерзает и расширяется. Так из скал и получаются отдельные камни. Оказывается, сыпучка была как раз от них! Я никому не советую пережить такое чувство, когда вы добрались до опоры, на которую так надеялись. Я почувствовал себя как в Intertellar, когда горы оказались... Не буду рассказывать — вдруг кто-то не смотрел.
Я шатал каждый камень, за который хотел ухватиться, и всё-таки добрался до верха скал, а за ними — пологий участок. 12:25, 2200, 30 минут на 50 метров. Я победил не на вершине. Я победил здесь.
10 минут я просто смотрел на всё это. Читайте про ваши тропы получше.
Верх
2220, я на хребте, который ведёт прямо к вершине. Такое я видел только на картинках: тропа, которая обрывается по обе стороны. Обрывы не сразу крутые, но сам факт удивительный, ровной плоскости почти нигде нет.
Я поднимался по южному склону, но на северном много снега, на хребте он тоже есть. Снег из смёрзшихся капель, он много раз таял и подмерзал.
А над морем показалась солнечная дорожка. Обычно мы видим её вблизи, и она колеблется с волнами. Но за 30 км волны не видны, и она сливается в неподвижное светящееся облако.
20 минут на 100 метров подъёма по хребту, в 12:57 я пришёл на восточную вершину. Это самая низкая из трёх вершин Ачишхо, 2320 м. Немного отдохнул. Чак говорит, что до главной вершины около 30 минут. Он шёл от низа до восточной 5 часов, а я — 6. Думаю, что до главной вершины мне нужно 40 минут, а не 30.
Спускаюсь с восточной вершины по хребту, и это приятно.
Но когда тело получает сигнал на спуск, оно не хочет потом подниматься! На Эльбрусе такого не было, там почти всегда вверх это вверх, а вниз это вниз. За полчаса я дошёл только до второй вершины, Ачишхо Центральная, 2363 м. Названия напоминают станции ЖД типа «Москва Третья».
На ней кому-то не повезло два раза. Второй раз заключался в том, что его друзья напечатали фотографию плохо.
За второй вершиной на хребте снег. К счастью, выручают заросли рододендрона, можно идти прямо по кустам, они не скользкие.
До главной вершины я добрался только в 14:16. На вершине каждой горы свой арт-объект, с которым принято фотографироваться. Здесь — ржавая смятая пирамида.
А вот трава-чемпион. Этот пучок растёт в высшей точке. Он получает только ту воду, которая упадёт непосредственно на него — никакая другая к нему наверх не затечёт. Зачем он вырос здесь?
Высота 2391 м. Хотелось много сидеть и чувствовать гору. Когда один — это потрясающе. Это другой мир, его не описать. Видны соседние вершины, иногда на них появляются по 2–3 человека. Главная вершина лишь на 28 метров выше центральной, люди иногда ошибаются и не ходят на главную или просто устают. А я — здесь.
Через 2 часа будет темнеть, надо идти. Вода кончатся, я экономлю. Я не нашёл тропинки, чтобы миновать вершины, и пришлось снова подниматься на каждую из них по очереди.
Между центральной и восточной я встретил двух девушек, и мы договорились спускаться вместе, по крайней мере до развилки маршрутов. Ещё 20 минут я ждал, пока он ходили на центральную.
Всего на вершинах я встретил 7 человек в тот день. Люблю этот фильтр — люди наверху всегда классные.
Спуск
Спуск начинался замечательно:
Тропа идёт по северной части гребня, и там снег. Его уже много, нужно наступать в него всей ногой, кроссовки проваливаются. Я промочил ноги, но это теряется на фоне всего остального.
Видно Красную Поляну. Там уже зашло солнце, а у нас ещё нет. Кстати, если кто-то думает, что с Поляны он видел Ачишхо, это не так. Хребет закрывает вершины.
В 16:25 сошли с гребня в верхний цирк, а в 16:42 потрясающий закат:
А высота целых 2000, и это неприятно. Зато меня угостили водой.
Тропа спускается до Ачипсинских водопадов — законная верхняя точка моего маршрута. Водопады ушли в зимнюю спячку.
На спуске много льда, идём медленно и уже в сумерках, высота 1700. После водопадов тропа идёт вверх, и тело уже совсем никак туда не хочет. Не там пробурили тоннели к олимпиаде.
18:05, высота 1800, совсем темно, и мы дошли до развилки тропы («Развилка троп» на схеме Чака). Девушки хотели идти там, откуда они пришли: самым длинным маршрутом через Хмелёвские озёра. Туда обычно забрасывают на машине на 1700 м, но они хотели пройти пешком и весь путь заброски до асфальта внизу. Их дорога 13 км, но это официальная тропа, и ночью лучше идти, не хватаясь за ветки. Они оценивали путь в 4 часа. Тропа до моей машины — 4.3 км, но качесво неизвесно и нужно подняться ещё на 100 м. Это промежуточный маршрут из тех, по которым я выбирал подниматься, через перевал «Медвежьи ворота».
Девушки опытные, тепло одетые, с фонарями, ходили по горам Красной Поляны десятки раз. Я убедился, что они уверены, что дойдут, и мы разделились. Договорились, что я подъеду за ними к низу их дороги. Хотя это скорее ошибка: ночью в ноябре лучше держаться вместе.
Ситуация плановая. Каждый знал, что обратная дорога будет ночью. Но одно дело знать, а другое — оказаться там. Дальше был самый неуютный кусок. От Красной Поляны меня отделяют горы. Надеваю куртку. Темно. Включаю фонарь. Тропа не очень заметная. И... Google Earth вдруг перестал показывать положение — ошибка. Знаю только, что нужно вверх через перевал, а это чёрная стена вон там впереди. Брр.
(Вообще в iPhone 6S какой-то непонятный GPS. Без сотовой связи он почти никогда не работает, хотя должны быть чипы и GPS, и Глонасс. Возможно, спецификации не точны. Если вы что-нибудь знаете об этом — напишите.)
Меж тем девушки пропустили свой поворот, и тропа снова вывела их ко мне. Решили идти по моей дороге. В 18:22 дошли до верха перевала и увидели внизу огни Красной Поляны. Нужно пережить, чтобы понять, что это значит. Граница миров небытия и жизни. Высота 1895, координаты в моём телефоне заработали.
Надо было пофоткать на длинной выдержке, но мозг включил режим эвакуации и отключил всё ненужное для этого.
Чтобы понять тропу, которая ведёт с перевала вниз, представьте, что вы решили спуститься с Воробьёвых гор ночью в случайном месте. Тропой она называется в основном потому, что там промежутки между кустами. Держаться нужно за всё. Иногда скатываешься. Потом груда полметровых камней, растянутая метров на 50. На них иногда собраны пирамидки из маленьких камешков — это указатели. 1.2 км этой тропы мы шли примерно час. Много отдыхали, часто смотрели карту и искали дорогу. Карты у меня были в приложении Google Earth, а оно не показывает направление взгляда, это очень неудобно. У девушки приложение MAPS.ME, и направление там было, а ещё там куча деталей на «народной» карте, которые добавляют люди. Обязательно используйте его.
У поляны «Лунный камень» мы вышли на официальную тропу, и дальше всё было легко, просто долго.
Хорошо, что у меня был не налобный, а ручной фонарик. Когда останавливаешься попи́сать, ручной фонарь выключаешь и видишь звёзды. В горах они особенно хороши. А налобный фонарь не придёт в голову выключать.
В 21:20 мы дошли до машины — 3 часа на 4.8 км дороги от перевала, из них 500 метров это случайный крюк. Чак прошёл эти 4.3 км за 2.5 часа, он шёл до темноты, но у него не было трека. Я замерил нашу скорость на официальных тропах и на широких дорогах: девушки должны были идти 5–6 часов по своему маршруту, если бы наши пути снова не соединились, но мы это не узнаем.
Алексея я так нигде и не встретил. Не думаю, что он дошёл до вершины. Если он был там раньше меня, то должен был дойти за 5 часов, а это нереально без карт и со стандартным подъёмом на 300 м больше моего. Надеюсь, что он хотя бы нормально выбрался — фонарь у него был.
Итого я прошёл 21 км по горизонтали и 2200 м по вертикали. Раньше мой самый большой подъём за день был 1900 м — штурм вершины Эльбруса за 11 часов.
Домой
В Красной Поляне я купил литр колы — срочно нужны были быстрые углеводы. В 21:50 мы выехали, к 23:05 я отвёз девушек домой и в 23:24 добрался сам.
Ноги горели. Я натёр всё. Колени болели так, что я не мог сесть на унитаз. Ещё и спать не хотелось, хотя на Эльбрусе после восхождения вырубало сразу: то ли кола бодрит, то ли горы усыпляют только в первый раз, как Новопассит.
Ходите летом по понятным тропам с аппаратным навигатором и выбирайте хорошую обувь.