После переходного Ту-124 в небе СССР появился полноценный авиалайнер второго поколения — Ту-134. За годы своего производства — с 1966 по 1984 — этот ближнемагистральник стал одним из самых массовых реактивных пассажирских самолётов в СССР.
Хотя с момента выпуска последнего «туполёнка» прошло уже 36 лет, он всё ещё эксплуатируется. Данное воздушное судно Ту-134А (первая серийная модификация «сто тридцать четвертого») было выпущено в 1977 году и уже отработало свой срок службы и с 2011 года выведено из состава летного парка. Самолёт сохранился практически идеально и отлично подходит для того, чтобы показать, как видит авиалайнер его экипаж до того, как салон наполнится пассажирами…
Начнём осмотр с хвостовой части воздушного суда. Здесь располагается багажный отсек и во время полёта он закрыт. Если вы летали на Ту-134, то теперь знаете «что видел» ваш багаж во время полёта.
А вот и пустой пассажирский салон. Выглядит непривычно. Ощущение как будто бы ты уснул во время полёта, а про тебя — забыли. Прям как в фильме «Лангольеры» по Стивену Кингу.
Всего 76 посадочных мест. Салон разделен на две части: ближе к хвосту самолёта располагаются обычные места, а ближе к носовой части — места повышенной комфортности. Из отличий лишь увеличенное место для ног и иная обивка кресел.
Интересный факт: на сегодняшний день единственная авиакомпания, которая использует Ту-134 для пассажирских перевозок северокорейская Air Koryo. В России все оставшиеся в эксплуатации Ту-134 находятся в ведение Министерства Обороны.
Дверь в салон самолёта. Именно переступив её порог, пассажиры попадают на борт Ту-134, готового перенести их по воздуху на тысячи километров.
Небольшая подсобка за кабиной. Эту часть самолёта пассажиры тоже не видят и именно здесь располагается один из бортовых самописцев.
Далее самая интересная часть самолёта — собственно кабина пилотов.
Все органы управления находятся в идеальном состоянии. Оказавшись на месте пилота, можно, легко почувствовать себя настоящим пилотом воздушного судна. Самолёт полностью сохранил оригинальный облик и выглядит практически также, как и те Ту-134, что летают по сей день
Интересный факт: у Ту-134 непревзойдённые до сих пор ограничения по величинам силы ветра при взлёте и посадке. (30 м/c для встречного ветра и 20 м/с для бокового.) Это стало огромным преимуществом для использования на аэродромах с одной ВПП.
На корточках пробираемся к месту штурмана. Залезать сюда неудобно, но места тут достаточно много — я попросил друга сесть в кресло штурмана.
Как вы можете видеть, человек средний комплекции располагается здесь вполне комфортно. Эргономика продумана очень хорошо. Отличительная особенность именно Ту-134А — наличие штурманского окна в носовой части.
Так видит место командира воздушного судна и второго пилота штурман Ту-134. Интересно, что в более поздних модификация место штурмана переносят в кабину, окно штурма, а на его месте размещают радиолокатор «Гроза-134».
Приборные панели и органы управления самолётом.
Если сравнивать с Ту-134А, с Ту-154Б о котором я рассказывал вам недавно, то панели приборов выглядят значительно проще.
Интересный факт: Ту-134 один из самых шумных пассажирских самолётов в мире. Из-за ужесточения норм по шуму в странах Евросоюза полёты Ту-134 запрещены там с 2002 года.
С другой стороны — просматривается явная преемственность между самолётами, разработанными в одном конструкторском бюро.
Кабины воздушных судов КБ Антонова и Яковлева отличаются от самолётов КБ Туполева даже цветом, не говоря уже о расположении приборов и компоновке всей приборной панели.
Не буду вдаваться в историю данного конкретного борта, о ней вам расскажет мой товарищ Алексей на своём канале «Основной Аэродром».
Ещё материалы из нашей серии про советскую авиацию:
— Легендарный Ту-154 без пассажиров и пилотов
— Почему у Ту-134 стеклянная кабина штурмана?
— Внутри экраноплана А-90 Орлёнок
Материал написан и подготовлен при содействии администрации Оренбургского музея гражданской авиации и Алексея Деркача, канал «Основной Аэродром».