При желании даже шпрот найдёт романтику в консервной банке. И будет прав. Мы же находим.
Зимой 93-го нам, студентам первого курса, повезло впервые приобщиться к святыне "святых 90-х" - торговле в круглосуточном магазинчике. "Храм" располагался в деревянном двухэтажном доме на бульваре Шмидта. Того дома уже, наверное, нет, но фотографию немного похожего на том же бульваре удалось найти.
Если в левой части первого этажа сделать дверь, в центре - парадный вход, то это будет "оно самое". Над дверью ещё должна быть вывеска "Агротекс". Именно под таким несоответствующим профилю названием жил и трудился сей объект. А мы ему в этом помогали. Продавали денно и нощно скудный, но весьма востребованный набор товаров - водка, сигареты и "закусь".
Хозяевами заведения были какие-то кавказцы, которые привозили товар, увозили выручку и всё это перманентно в состоянии явного наркотического опьянения. Из-за этого часто переживал, что кавказцы возьмут и прирежут моего напарника - Сашу Г., который и является главным героем сего рассказа. Чем-то он им не угодил. Скорее всего они ощущали его то ли классовую, то ли национальную враждебность. Я уж точно не помню, приверженцем каких очередных идеалов тогда был Саша, но приверженцем чего-нибудь он был всегда и есть, слава Богу, до сих пор.
Саша работал днём, я ночью. Ночь я любил и люблю больше, чем день. "Но ночь сильней, её власть велика." К тому же ночью можно было хорошо поторговаться с клиентами, хотя некоторые из них, конечно, внушали довольно знатное чувство страха. Зато утром, спеша на лекции, можно было по пути зайти в "Дохлую лошадь" и подкрепиться чем-нибудь недорогим. Заплатив из того, на сколько удалось получить "сверхприбыли".
Жили мы все в общежитии на Спортивном и вот как-то к Александру приехали гости аж из Питера. Его друг, который учился на химика в ЛГУ. Всё бы ни чего, но в процессе "гулянки", друг умудрился расколотить одно из окон у нас в холле. По мне, так ничего особенного, я сам любитель подобного, даже иногда "профи". Подумаешь - стекло бахнул, экое преступление!
За всем остальным происшествие быстро забылось. Ночные бдения в магазине шли своим чередом. Иногда там на ночь собиралась компания из однокурсников - мы слушали по магнитофону "Доктора Албана", играли в "сифу", в карты, в "слова", рассуждали о возможности поехать на норвежские нефтяные промыслы и про прочие глупости. Надо сказать, что огромным плюсом этого здания было то, что оно для тех времён неплохо обогревалось. Кстати, совсем недалеко от магазина на том же бульваре я заприметил пункт проката, где впоследствии одолжил телевизор. Очень эпичная была история, но об этом в другой раз.
К весне "лавочку прикрыли". Наверное, те наркоманы-кавказцы оказались не очень талантливыми торговцами. Однако, на удивление мирозданию, с нами честно рассчитались. Для чего мы посетили вполне нормальный офис в центре Твери. Такое было впечатление, что люди этим магазином, пресловутым "Агротексом" просто расплатились с "крышей". Та решила заняться торговлей и прогорела. Ну и мы тут как бы "сбоку".
В общем, когда ты при деньгах в том возрасте, то главная идея - не потратить их зря. И ведь получилось! Мы всей компанией поехали на самодельную экскурсию в Питер. Было очень круто - сходили в кинотеатр, посмотрели на шествие кришнаитов по Невскому, полежали на кровати каземата в Петропавловской крепости, поели в бомжатской столовой на улице Бармалеева.
Затем дружный коллектив разделился, кто-то поехал обратно в Тверь, кто-то куда-то ещё, а Саша Г. взял меня с собой для ответного дружеского визита к его другу-химику в общежитие ЛГУ. Т.к. друг был химиком, то мы, естественно, для встречи купили в ларьке "Менделеевку". И вот - сидим в холле, курим, всё спокойно. Потом вдруг Александр как стукнет локтём в окно - то и разлетелось вдребезги.
На этом моменте рассказа мои дети приходят в полный восторг. Их непередаваемо восхищает подвиг Александра по установлению мировой справедливости. А мне только и остаётся, что гордиться знакомством с таким человеком.