С открытием в 1851 году железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой водные пути Вышневолоцкой и Тихвинской систем (см. Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Историко-гидротехнический) постепенно стали терять свою основную роль в транспортировке грузов и людей.
Данные из Википедии:
Ø железная дорога Москва-Санкт-Петербург уменьшила объём перевозимых грузов по Вышневолоцкой системе втрое (1200 проведённых судов в год);
Ø железная дорога Рыбинск-Бологое за 20 лет работы настолько сократила объём судоходства по Вышневолоцкой системе, что к концу CIC века перевозки грузов по системе прекратились.
Интересно: С начала работы Вышневолоцкой системы движение судов было односторонним - из Твери в Питер, а все суда - одноразовыми. В Петербурге с судов распродавали привезенный товар, а затем суда продавали на дрова.
В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима краю, но постепенно необходимость в ней становилась всё меньше и меньше. Тихвинская водная система угасла.
В советский период система использовалась для местного судоходства (грузового и пассажирского) в пределах Ленинградской области и в 1956 году была официально закрыта.
Мариинской системе повезло больше, грузоперевозки по ней не сокращались и практически не прекращались: ведь по этому пути Европа получала высококачественное зерно из России. До сих пор по Волго-Балтийской системе, наследнице Мариинской, перевозят продукцию АО «Северстали» и предприятий химической промышленности из Череповца, вологодскую и карельскую древесину, строительный и декоративный камень с берегов Онеги и Ладоги…
Кстати, в 1847 году Николай I отправил в Париж 27 монолитов кварцита малинового цвета, называемого «шошкинским порфиром» с месторождения на западном берегу Онежского озера для оформления саркофага Наполеона I в Доме инвалидов.
Кстати, из ладожского гранита сделаны атланты Эрмитажа, которые «держат небо на каменных руках».
…и, конечно, туристов.
Путешествия по водным системам, природным и искусственным, - не только вид отдыха, но и источник знаний и впечатлений.
Смотрите, как любящие свою родину люди изменяют её судьбу.
Это Мышкин.
Патриоты-мышкинцы (сами жители города называют себя «мышкари») из названия города сделали бренд, а маленький провинциальный город - увлекательным туристическим объектом.
Реконструированная набережная в Мышкине нечем не напоминает знаменитые кадры художественного фильма «Родная кровь» с Евгением Матвеевым и Вией Артмане. Помните: Соня-большая и трое её детей бегут по обрывистому берегу к берёзе и машут механику корабля и бывшему танкисту Федотову руками и платком? Это тот самый берег.
А это фотографии 2020 года
А мышкинцы собираются открыть ещё один туристический объект – музей одного фильма.
На этой же набережной на левом берегу Волги находится дом-вокзал графа Шереметьева.
Удивительно, что железной дороги в Мышкине нет и не было.
Граф Шереметьев из рода тех самых Шереметевых, один из которых, Борис Петрович, первый российский фельдмаршал и первый в России граф. Царь Пётр I пожаловал ему в 1706 году «за многие и верные службы своему Великому государю» Юхотскую волость в Ярославской губернии, к которой относился и Мышкин. В конце XIX века его потомки построили на свои средства на правом берегу Волги узкоколейную железную дорогу для вывоза леса.
Удивительно, что следы самой узкоколейки не сохранились, нет и документов, подтверждающих существование этой железной дороги.
А вокзал есть. Стоит на высоком левом берегу Волги. И как гласит надпись на баннере:
«Этим домом заканчивалась узкоколейная графская дорога, идущая из юхотских лесов».
Дома и соборы Мышкина тоже впечатляют.
Старинные улицы провинциального купеческого города второй половины Х1Х века
А это новодел - Дворец Мышей
Ещё больше впечатляет ливнёвая канализация для отвода дождевых и талых вод с очень крутых улиц Мышкина
Для читателей поколения «альфа»:
Крутые - в смысле с большими уклонами, вызванными высоким и обрывистым берегом Волги, на котором расположен Мышкин.
Подплываем к Кузино
Кузино – деревня Кирилловского района Вологодской области. На живописном берегу реки Шексны воссоздано средневековое северное поселение ХI –XIII веков. Здесь расскажут о варягах и викингах, как они служили русским князьям, покажут, в какие доспехи одевались дружинники Белозерского князя, каким оружием владели, какие пиры устраивали князья, познакомят с застольными обрядами и ритуалами.
Мандроги- деревня в Подпорожском районе Ленинградской области – туристический центр, обслуживающий круизные речные теплоходы.
Здесь пекут знаменитые пирожки,
...угощают травяными чаями.
И не только чаями… Музей водки
В Ремесленной слободе покажут, как делаются петушки на палочках. Можно покататься на лошадках и покормить их.
Тропа сказок
Здесь нашли свой дом и добрые руки обездоленные животные и птицы.
Мы проплыли на теплоходе по 6 регионам России: Московской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Ленинградской областям и Республике Карелии и преодолели:
Ø 123 км по каналу им. Москвы;
Ø 240 км по Волге;
Ø 200км по Рыбинскому водохранилищу;
Ø 370 км по Волго-Балтийской системе (Шексна, Белое озеро, Ковжа, Вытегра);
Ø 46 км по Онежскому озеру;
Ø 230 км по Свири;
Ø 130 км по Ладожскому озеру;
Ø 40 км по Неве.
Мы в Питере. Доплыли!
Очень хочется, чтобы значение водных систем, как испокон века связующего людей звена, только возрастало, чтобы с уменьшением их транспортной функции увеличивалась функция познавательная, чтобы путешествия по воде помогали лучше узнать историю своей страны, знакомили с замечательными людьми, необыкновенной природой России, её реками и озёрами, естественными и рукотворными.
(все фотографии из архива автора)