Найти тему
Лилия Рыжанкова

Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Ностальгический

С открытием в 1851 году железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой водные пути Вышневолоцкой и Тихвинской систем (см. Из Москвы в Питер: взгляд с борта теплохода. Историко-гидротехнический) постепенно стали терять свою основную роль в транспортировке грузов и людей.

Данные из Википедии:

Ø железная дорога Москва-Санкт-Петербург уменьшила объём перевозимых грузов по Вышневолоцкой системе втрое (1200 проведённых судов в год);

Ø железная дорога Рыбинск-Бологое за 20 лет работы настолько сократила объём судоходства по Вышневолоцкой системе, что к концу CIC века перевозки грузов по системе прекратились.

Интересно: С начала работы Вышневолоцкой системы движение судов было односторонним - из Твери в Питер, а все суда - одноразовыми. В Петербурге с судов распродавали привезенный товар, а затем суда продавали на дрова.

В течение 150 лет Тихвинская водная система была жизненно необходима краю, но постепенно необходимость в ней становилась всё меньше и меньше. Тихвинская водная система угасла.

В советский период система использовалась для местного судоходства (грузового и пассажирского) в пределах Ленинградской области и в 1956 году была официально закрыта.

Мариинской системе повезло больше, грузоперевозки по ней не сокращались и практически не прекращались: ведь по этому пути Европа получала высококачественное зерно из России. До сих пор по Волго-Балтийской системе, наследнице Мариинской, перевозят продукцию АО «Северстали» и предприятий химической промышленности из Череповца, вологодскую и карельскую древесину, строительный и декоративный камень с берегов Онеги и Ладоги…

Кстати, в 1847 году Николай I отправил в Париж 27 монолитов кварцита малинового цвета, называемого «шошкинским порфиром» с месторождения на западном берегу Онежского озера для оформления саркофага Наполеона I в Доме инвалидов.

Кстати, из ладожского гранита сделаны атланты Эрмитажа, которые «держат небо на каменных руках».

…и, конечно, туристов.

-2

Путешествия по водным системам, природным и искусственным, - не только вид отдыха, но и источник знаний и впечатлений.

Смотрите, как любящие свою родину люди изменяют её судьбу.

Это Мышкин.

-3

Патриоты-мышкинцы (сами жители города называют себя «мышкари») из названия города сделали бренд, а маленький провинциальный город - увлекательным туристическим объектом.

-4

-5

-6

Реконструированная набережная в Мышкине нечем не напоминает знаменитые кадры художественного фильма «Родная кровь» с Евгением Матвеевым и Вией Артмане. Помните: Соня-большая и трое её детей бегут по обрывистому берегу к берёзе и машут механику корабля и бывшему танкисту Федотову руками и платком? Это тот самый берег.

Фотография 2012 года
Фотография 2012 года

А это фотографии 2020 года

-8

-9

-10

А мышкинцы собираются открыть ещё один туристический объект – музей одного фильма.

На этой же набережной на левом берегу Волги находится дом-вокзал графа Шереметьева.

Удивительно, что железной дороги в Мышкине нет и не было.

Граф Шереметьев из рода тех самых Шереметевых, один из которых, Борис Петрович, первый российский фельдмаршал и первый в России граф. Царь Пётр I пожаловал ему в 1706 году «за многие и верные службы своему Великому государю» Юхотскую волость в Ярославской губернии, к которой относился и Мышкин. В конце XIX века его потомки построили на свои средства на правом берегу Волги узкоколейную железную дорогу для вывоза леса.

Удивительно, что следы самой узкоколейки не сохранились, нет и документов, подтверждающих существование этой железной дороги.

А вокзал есть. Стоит на высоком левом берегу Волги. И как гласит надпись на баннере:

«Этим домом заканчивалась узкоколейная графская дорога, идущая из юхотских лесов».

Юхотские леса. Юхоть - правый приток Волги
Юхотские леса. Юхоть - правый приток Волги

Дома и соборы Мышкина тоже впечатляют.

Успенский собор
Успенский собор
Чугунные плиты пола в Успенском соборе
Чугунные плиты пола в Успенском соборе
Вид с колокольни Успенского собора на Волгу и Юхоть
Вид с колокольни Успенского собора на Волгу и Юхоть

Старинные улицы провинциального купеческого города второй половины Х1Х века

-15

-16

-17

-18

-19

-20

А это новодел - Дворец Мышей

-21

Ещё больше впечатляет ливнёвая канализация для отвода дождевых и талых вод с очень крутых улиц Мышкина

-22

-23

Для читателей поколения «альфа»:

Крутые - в смысле с большими уклонами, вызванными высоким и обрывистым берегом Волги, на котором расположен Мышкин.

Подплываем к Кузино

-24

Кузино – деревня Кирилловского района Вологодской области. На живописном берегу реки Шексны воссоздано средневековое северное поселение ХI –XIII веков. Здесь расскажут о варягах и викингах, как они служили русским князьям, покажут, в какие доспехи одевались дружинники Белозерского князя, каким оружием владели, какие пиры устраивали князья, познакомят с застольными обрядами и ритуалами.

-25

Мандроги- деревня в Подпорожском районе Ленинградской области – туристический центр, обслуживающий круизные речные теплоходы.

-26

-27
-28

Здесь пекут знаменитые пирожки,

-29

...угощают травяными чаями.

-30

И не только чаями… Музей водки

-31

-32

В Ремесленной слободе покажут, как делаются петушки на палочках. Можно покататься на лошадках и покормить их.

Паром через Петкелев ручей в Лукоморье.
Паром через Петкелев ручей в Лукоморье.

Тропа сказок

-34

-35

Здесь нашли свой дом и добрые руки обездоленные животные и птицы.

-36
-37
-38

-39

Мы проплыли на теплоходе по 6 регионам России: Московской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Ленинградской областям и Республике Карелии и преодолели:

Ø 123 км по каналу им. Москвы;

Ø 240 км по Волге;

Ø 200км по Рыбинскому водохранилищу;

Ø 370 км по Волго-Балтийской системе (Шексна, Белое озеро, Ковжа, Вытегра);

Ø 46 км по Онежскому озеру;

Ø 230 км по Свири;

Ø 130 км по Ладожскому озеру;

Ø 40 км по Неве.

Мы в Питере. Доплыли!

-40

-41

Очень хочется, чтобы значение водных систем, как испокон века связующего людей звена, только возрастало, чтобы с уменьшением их транспортной функции увеличивалась функция познавательная, чтобы путешествия по воде помогали лучше узнать историю своей страны, знакомили с замечательными людьми, необыкновенной природой России, её реками и озёрами, естественными и рукотворными.

(все фотографии из архива автора)