Продолжаю рассказывать интересных местах, людях, событиях из последнего путешествия по арктическому Таймыру.
И сегодня пойдет речь про самый северный международный морской порт России, который находится в Дудинке.
Постойте-постойте, скажете вы, нас не проведешь, какая связь между Дудинкой и морским портом?
И будете отчасти правы, ведь заполярная Дудинка находится на правом берегу Енисея, в нескольких сотнях километрах от устья этой могучей сибирской реки, несущей свои воды в ледяное Карское море.
Дудинский порт не был самым северным на Северном Морском Пути и не был самым большим. Есть гораздо более крупные порты, например, Мурманский или Архангельский. Или более северные в Певеке и Тикси. Но одни замерзающие, другие не самые северные.
Уникальность же Дудинского морского порта в другом и об этом сейчас расскажу.
Вся современная история развития Дудинки тесно связана с Норильском и Норильским горно-металлургическим комбинатом и портом.
В далеком 1935 году именно сюда на пароходе "Спартак" прибыли первые строители Норильского комбината.
Дудинский порт открылся в 1944 году и с самого начала он уже был одновременно и морским и речным. В этом и заключается парадокс этого места, что порт стоит на реке, но принимает и речные и морские суда.
Развитие порта происходило одновременно с развитием Норильского Промышленного Района, рос комбинат, развивалась и транспортная инфраструктура, появилась железная дорога, связавшая два города.
В 1960-х на причалах порта появились мощные портальные краны.
В 1973 году была впервые проведена зимняя навигация и тогда же завершилось строительство ледозащитной дамбы.
С 1978 года участок СевМорПути от Мурманска до Дудинки стал работать круглый год благодаря ледокольной проводке судов специальными атомными ледоколами с низкой осадкой, способных заходить в Енисей.
А с 2005 года между Мурманском и Дудинкой стали курсировать уникальные современные контейнеровозы высочайшего ледового класса, произведенные по заказу «Норильского никеля» с названием Arctic Express. Эти суда способны работать зимой между Дудинкой и Мурманском без проводки атомным ледоколом.
Про встречу на льду Карского моря с одним из таких кораблей у меня был репортаж: Редкая встреча: Пробивались по Арктике и на льду Карского моря разошлись с ледоколом-контейнеровозом
И еще одно знаменательное событие произошло уже в 2012 году, когда в Дудинке открылся пункт пропуска через границу и порт стал международным.
С этого момента порт Дудинки стал самым северным морским международным портом в нашей стране.
Морская навигация в порту происходит круглогодично, а летняя речная длится в среднем около 130 дней с июня по октябрь.
Порт имеет 23 речных, 9 морских причалов и 8 высоких причалов для работы в условиях паводка. На территории порта работает более сотни кранов, а годовой грузооборот порта превышает 4 млн. тонн груза.
Но на самом деле порт не является полностью круглогодичным. Есть небольшая межнавигационная пауза длительностью примерно месяц и приходится она на период активного ледохода на Енисее с середины мая по середину июня. В этот момент причалы Дудинского порта полностью затапливаются водой.
В этом и заключается уникальность Дудинского морского порта. Во всём мире это единственный ежегодно затапливаемый порт.
Перед началом весеннего половодья всю технику и грузы эвакуируют на незатопляемую отметку в 20 метров.
Самый пик половодья приходится на первую декаду июня и к концу месяца причалы постепенно освобождаются от воды и технику возвращают на низкие причалы.
Можно подумать, что подготовка к ледоходу занимала много времени? Да, действительно такое было раньше. Несколько десятков лет назад в порту Дудинки использовались портовые краны на рельсовом ходу и работы приходилось останавливать заблаговременно.
В последние годы "Норникель" перешел на полностью мобильные портовые краны Liebherr серии LHM. Их эвакуация с причала занимает всего несколько часов. Вот такие вот современные технологии в условиях Арктики.
И напоследок осталось упомянуть о том, сколько людей трудится на этом уникальном объекте - более 1300 человек. Огромное количество рабочих мест в Арктике.
Такие вот мощные инфраструктурные объекты работают и развиваются в условиях нашего Крайнего Севера.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!