Многие ошибочно считают, что шипованные шины – это залог безопасности на дороге, потому что шипы гарантируют сцепление практически на любой поверхности в зимнее время. Это далеко не так на практике...
Итак, почему я недолюбливаю шипы и чем они плохи
Я оставлю холивары про вред асфальту, а расскажу исключительно свой негативный опыт использования шипов. Особенно он касается автомобилей без ESP и любителей пренебречь здравым разумом и погонять зимой (я таким же был).
Было три неприятных момента, которые могли стоить мне жизни и здоровья, и в каждом были «виноваты шипы» и, естественно, моя тогда еще горячая голова:
В первый раз на дороге оказался лед. Видимо, на светофоре стояла пожарная машина или еще кто. В итоге – на асфальте ровная как каток замерзшая лужа. Но я же на шипах и еду по Москве, где снег весь вывезли и залили химией. В общем, когда понял, что под колесами внезапно лед, не помогли уже ни шипы, ни попытка затормозить о бордюр колесом.
Второй раз случился на Минском шоссе. Я так и не понял, что произошло, какой лед и где он появился, но при перестроении автомобиль понесло, развернуло на 180 градусов, а от вылета на встречку спасло только чудо и немного опыта вождения.
Третий раз, окончательный, когда я !внезапно! осознал, что шипы не панацея, случился на съезде с Кутузовского проспекта на набережную. Что там было под колесами, чем полили асфальт, но летел на шипах я ровно бочком и в сторону купания в реке.
Шипы заставляют вас поверить, что все под контролем, что у вас «за спиной парашют», а значит чуть больше отвлекаться от дороги и чуть больше давить педаль газа. На самом же деле, в некоторых случаях шипы оказываются более скользкими, чем фрикционные шины, но вы к этому оказываетесь не готовы. И хорошо, если справится электроника и хватит опыта выйти из положения. А если нет!?
На чем я езжу на шипованных шинах
У меня два автомобиля ездят на шипованных шинах: это Москвич 2140 и ГАЗ Соболь 4х4. И этому есть вполне объяснимые причины.
Москвич выезжает из гаража редко, а зимой выезжал только для участия в ралли и прокатиться по деревне, чтобы не застаивался. Покупать на него хорошие фрикционки – не поднимается рука, поэтому был куплен комплект обычных шипованных шин в доступном размере.
С Соболем все еще банальнее. Я ставил на него шипы в 2016-м году перед поездкой на Север. Тогда я еще не участвовал в испытаниях фрикционных шин в Арктике, не прикатался к ним и не понял всю их прелесть, поэтому для себя посчитал, что нужны обязательно шипы. Взял Хаккапелитту 8 и до сих пор езжу на ней (вот тут опыт 4-летней эксплуатации).
Все остальные машины, которые у меня были и есть, ездили на фрикционных шинах. Это были шины Nokian Hakkapeliitta R3 и Bridgestone Blizzak. И за время езды на них, кто бы и что не говорил, для гражданской езды я для себя выбираю фрикционные шины. Езда в жизни, это не гонки по льду и "боевые" шипы точно не нужны.
А когда под колесами непонятная каша, лед или неизвестная дорога – лучше вообще ехать медленно и осторожно. На любых шинах...
P.S. Я не говорил, что шипы зло! =) Каждый волен выбирать, на чем ему комфортнее ездить, но даже с шипами нельзя отключать голову. Поэтому безопасной вам езды и хороших дорог!
.