Многие дети сегодня идут в робототехнику. Родители, отдавая ребенка в инженерный кружок, устанавливают некую планку результатов. Когда же эти ожидания не сбываются в заданные несколько месяцев, наступает разочарование. Давайте разберемся, чего стоит ждать от занятий.
Где результаты возмущается мама ребенка, пару месяцев периодически занимающегося в кружке робототехники.
— Ну, хоть какие-то…— Какие результаты вы хотите видеть?
Наверное, с таким диалогом периодически сталкивается большинство преподавателей. И самое главное: родители зачастую не могут конкретно сформулировать, каких результатов они ожидают от кружка и собственного ребенка.
В разговоре о результатах занятий родитель чаще всего имеет в виду изменения, причем они должны быть заметны. Однако терпеливый родитель знает, что количество в определенный момент перейдет в качество. А вот у ожидающих быстрые результаты в кратчайшие сроки и при минимальных усилиях (редких посещениях и невыполнении заданий) наступает разочарование.
Так, когда же ждать результат?
Цель дополнительных занятий по робототехнике — не в том, чтобы вырастить целую армию инженеров в стране, и не в том, чтобы реализовать амбиции родителя. Цель — развитие максимального количества полезных навыков и мышления с помощью робототехники как инструмента, который дает общее развитие. Изменения в ребенке происходят на каждом занятии. Как в игре, они накапливают очки опыта, чтобы перейти на следующий уровень и получить новый статус. И даже уровень накапливаемых навыков у каждого ребенка индивидуальный. И с каждым новым занятием ребенок раскрывается с новой стороны.
Чаще всего первых заметных результатов и родители, и мы ждем в первом полугодии. Можно выделить несколько неформальных точек для оценки изменений в первые 6-8 месяцев занятий.
Критерии оценки
- Свободная сборка по инструкции и без нее
Некоторые дети действительно боятся собирать не по инструкции. Поэтому прогресс для такого ребенка — это постепенный уход от инструкций к самостоятельным проектам. Есть и другие — те, кто не собирает по инструкции, только свое. В этом случае не формируются кирпичики опыта и понимания устройства механизмов. Другая особенность — неумение «читать» инструкцию, видеть, как собирать модель в реальности. Мы оцениваем как результат, когда ребенок, видя схему сборки, может корректировать ее, исходя из имеющихся у него деталей.
- Самостоятельность выполнения поставленной задачи
Почти все дети приходят с опытом конструирования ЛЕГО, но справиться с поставленной задачей, особенно когда не простые привычные кубики ЛЕГО, с первого раза могут далеко не все. С некоторыми буквально приходится сидеть, чтобы к концу занятия получился робот.
- Самостоятельность и безошибочность написания программы
Уже на первых занятиях ребята составляют свои первые программы. Ребенок перестает бездумно тыкать в строки кода в поисках решения, может написать простейшую программу для движения робота.
- Логичность и законченность созданных самостоятельных проектов
Сборки по инструкции позволяют сформировать опыт и понимание возможностей конструктора. Умение воспользоваться опытом и создать логичную, законченную конструкцию без лишних наворотов — вот задача самостоятельного творчества.
- Отсутствие зависимости от какого-либо конструктора или платформы
То есть способность создать проект из любых деталей. Кажется, что это умеют все дети. На практике мы нередко видим, что ребенок — профессионал легосборки, но собрать модель из другого конструктора даже по инструкции не может. Верхом мастерства у нас считается создание механизма с использованием нескольких конструкторов.
- Умение работать в команде и индивидуально
Работа в команде — сложный навык. Более сильный ребенок перетягивает инициативу на себя и подавляет другого. Кому-то просто лень искать общий язык с другим ребенком, поэтому он всегда предпочитает работать индивидуально. Однако каким бы гением ты не был, если ты не социализируешься в коллективе, тебя ждут проблемы в повседневной жизни.
- Умение работать в условиях ограничений
Ребенок привык использовать дома все детали. На занятиях он впервые сталкивается с условиями, когда самые красивые детали могут забрать другие, нельзя взять все моторы и ограничен временем. Привычка укладываться в имеющиеся ресурсы стимулирует умение «чувствовать время», искать компромиссы, дисциплинирует и развивает многие другие полезные навыки.
- Навык презентации проекта
Мы всегда говорим, что успех проекта на 80% зависит от его презентации. Поэтому на занятиях ребята проходят подготовку к презентациям своих проектов. Результат прост, если на первой презентации ребенок не мог сказать и слова, то через несколько занятий уже вполне рассказывает о проекте.
Так как же можно получить результат и действительно видимое изменение в ребенке быстрее:
- Поделиться своей целью с преподавателем
Здорово, когда родитель ставит конкретную цель перед занятиями и проговаривает ее с преподавателем перед началом посещения кружка. Задачи могут быть такие, как: «стесняется выступать с проектом» — соответственно, больше времени уделяем с этим ребенком на проработку презентации; «боится собирать без инструкции» — аккуратно, постепенно предлагаем ребенку сначала изменить одну деталь на другую, затем немного изменить конструкцию и т.д.
- Увеличение интенсивности занятий
Одного занятия в неделю достаточно для общего развития, но для быстрого получения видимых изменений необходимо заниматься чаще. Или хотя бы выполнять дома задания, которые дает педагог
- Домашняя работа
Наличие дома конструктора расширяет возможности ребенка для занятий самостоятельно. Если ребенок уделяет программированию робота, усовершенствованию его конструкции хотя бы по 20 минут в день, то уже будет достаточно.
- Индивидуальные занятия
В группе ребенок усваивает общие понятия, учится работать в команде, социализируется, видит и слышит другие мнения и проекты, расширяет свой кругозор. А индивидуально уже прорабатывает темы в более расширенном формате, получает ответы на вопросы, которые не были усвоены во время занятия.
Когда видимых изменений ждать не стоит:
- Редкая посещаемость занятий
Если ребенок посещает занятия редко, с большими перерывами, то каждое занятие становится как «с нуля».
- Отсутствие домашней работы
Даже если конструктора дома нет, ребенок может заниматься программированием, чтением профильной детской литературы. Такие задание можно попросить у преподавателя.
- Отсутствие личного интереса ребенка
Если ребенок не проявляет личного интереса, то и изменений ждать не приходится.
Ожидания родителей периодически складываются и из личных амбиций. Но те родители, которые сами хоть немного втянуты в процесс, понимают, как на самом деле сложно дается результат. Вот для такого понимания и необходимо периодически проводить мастер-классы, открытые занятия.
Самое главное — взаимодействие трех сторон: ребенок-родитель-преподаватель. И только при совместном обсуждении и постановке целей, корректировке и достижении новых высот возможно развитие у ребенка фантастических навыков, которые пригодятся ему вне зависимости от того, выберет ли он инженерную профессию в будущем.
Автор: Осёнова Анна Анатольевна