Привет, дорогой читатель!
История эта давняя и ей уже без малого 5 лет, но до сих пор ее вспоминаю и иногда корю себя за содеянный поступок. На Новогодние праздники в тот год решено было поехать в Ярославль и на каникулах покататься по области и посмотреть заброшенные деревни и церкви. Область Ярославская богата на все эти места, да и соседняя Костромская тем паче, я наметил себе множество точек, но решил отталкиваться от состояния дорог. Все таки такая глухая периферия, можно было и застрять.
Кстати, как искать заброшенные церкви, я писал тут на Дзене. Если , кто пропустил, велкам. Возможно пригодится.
🔹 Рассказываю как ищу заброшенные церкви 🔹
Особняком и жирным маркером в этом автопутешествии у меня была выделена Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в неком селе Протасово, в котором никто не проживает, судя по найденной инфе.
Доехали туда мы без приключений, спасибо муниципалам, которые даже сельские дороги худо-бедно, но почистили.
Первым делом обошли ее кругом, но нашли только узкий лаз, который вывел нас на колокольню.
Я не вандал и никогда им не был, но эти интерьеры церкви я очень хотел сфотографировать, тем более проделав путь из Питера в 900 километров. Так как более никакого кошачьего лаза не нашлось, с помощью подручного инструмента (который со мной всегда на всякий пожарный случай) снял замок, немного повредив одну из петель или дужек (как правильно назвать, не знаю)
Было сразу же решено , что я нараспашку тут ничего оставлять не буду и уходя по максимуму все попытаюсь вернуть в исходное состояние.
Что меня тут интересовало, как фотографа. Конечно же остатки иконостаса и огромное количество сохранившихся росписей.
Немного исторической справки :
Один из лучших по сохранности и художественному уровню храмовых комплексов на территории Нерехтского района, включающий, наряду с самой церковью, и ограду с воротами. Расположен посреди села, на площади, некогда обстроенной домами. К юго-западу от церковной территории находится пруд. Известно, что в 1630 г. в селе стояла деревянная Никольская церковь и село в 17 в. принадлежало Ипатьевскому монастырю. В 18 в. село было пожаловано Васильчиковым, где была их родовая усадьба (предок Васильчиковых Нидрос выехал из Цессарии в 1353 г. на службу к черниговскому князю; правнук его, прозванный Васильком, получил фамилию Васильчиков. В конце 18 в. Васильчиковы получили земли в Костромском уезде, и от И.С. Васильчикова пошла костромская ветвь). В усадьбе Протасово в 1861 г. жили В.М. и М.Д. Васильчиковы, костромские чиновники.
Каменная церковь Благовещения с приделами Петра и Павла и Николая Чудотворца являет собой выразительный пример культовой архитектуры региона, сочетающий характерную для допетровского зодчества 17 в. объёмную композицию и наружный декор в стиле барокко. В храме сохранилась настенная живопись нач. 20 в., отражающая этап перехода от позднеакадемической стилистики к модерну. В алтаре на своде на фоне голубого неба со звёздами изображён Христос в сиянии и на облаках с херувимами, на стенах - характерные для алтаря композиции: "Жертвоприношение Авраама", "Тайная вечеря" и "Моление о чаше". На откосах проёмов, ведущих в храм, помещены фигуры Святителей Московских (Филиппа, Ионы, Петра и Алексия).
В основном объёме храма на своде развёрнута композиция "Троица Новозаветная с Собором всех святых". На западной стене центральная композиция "Проповедь Николая Чудотворца" с тремя сценами из его жития и сюжетом из Евангельского цикла. По сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два Евангельских сюжета: "Воскрешение сына Наинской вдовицы" и "Благословение детей". В трёх верхних ярусах также написаны Евангельские события, в нижнем ярусе в клеймах изображены избранные святые. В манере написания сюжетных композиций и ликов просматривается ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников. Иконостас данного Благовещенского храма, являющийся почти аналогом иконостаса Успенской церкви села Тетеринского, в настоящее время увезён в Нерехту. После кончины последнего настоятеля несколько лет назад церковь не работает.
Внутри были найдены следы то ли предстоящего ремонта, то ли прошедшего. Хотя по состоянию не скажешь, что недавно проводили какие-то работы. В общем я понял, что за церковью приглядывают периодически, поэтому полностью заброшенной ее назвать было нельзя.
У меня не было мелких купюр, только последняя тысяча рублей. Я однозначно решил, что эти деньги оставлю здесь, ведь петля повреждена и нужно будет заменить ее на новую, а остальное (уверен, что на замену уйдет не более 200р) пусть используется на усмотрение местного волонтера или сторожа.
Меня успокаивала только то, что я сюда пришел с благими намерениями. Какими, спросите вы. Ну назовем это просветительской деятельностью, ведь снимки, после публикации в моих социальных сетях, разлетелись по интернету и люди узнали о существовании храма. Разве это плохо?
Отфотографировав этот главный зал, перемещаемся в соседнее помещение, к сожалению я не могу сказать его назначение. Я не атеист, но всех тонкостей не знаю, может правильно его назвать "алтарь"? Вроде слышал, что женщинам туда заходить нельзя, а крещеным мужам не возбраняется. Тут так же сохранились очень красивые росписи.
Идем дальше, а вот уже у меня даже предположений не возникло, что тут было. Может читатели подскажут в комментариях?
На самом деле, я думаю, что тут не ремонт затевался, а просто аккуратная консервация, все было разложено и убрано, но никаких строительных смесей, пил или молотков я не увидел.
Около окна висело одеяние похожее на рясу, у меня получилось закрепить тысячную купюру рядом с ней. Поэтому незамеченной она точно не осталась бы. Внутренне я надеялся и хотел бы, чтобы эти деньги пошли во благо.
Приоткрытая дверь вас не должна смущать, за ней была то ли решетка, то ли еще какая непреодолимая преграда. А то я уже чувствую негодование, которое может быть под статьей, типа зачем я повредил петлю, если вход был сбоку.
Поступком своим не горжусь, периодически вспоминаю его и он меня иногда гложет. Уходя, замок я повесил и петлю выгнул в нужную сторону, но факт остается фактом, попал я сюда совершенно "не красиво", ну или неправильно.
А мой путь лежал дальше, в Ивановской области была церковь с обвалившемся куполом. Там то я был уверен в попадании внутрь без всяких взломов, что и подтвердилось.