С произведениями русских писателей мы знакомимся в разные периоды своей жизни. В школе, например, мысли о том, сколько получали писатели и поэты за свои произведения, в голову не приходил. И это правильно. Меркантильная сторона могла разрушить волшебство. Больше думали о духовном. И тем не менее, материальная сторона дела была во все времена. Писательский труд оценивался в конкретных цифрах и зависел от многих обстоятельств.
Популярность
Разумеется, на размер гонорара влияла популярность автора. Например. Тургеневу за небольшое «Дворянское гнездо» (1859) заплатили 4000 руб., за роман «Отцы и дети» — 4775 руб.. А.Н. Островскому за пьесу «Лес» выплатили 1000 руб. Не очень известному в 1857 г. Л.Н. Толстому за последнюю часть трилогии «Юность» заплатили по 100 руб. за лист (всего в ней было 9 листов). И.А. Гончарову за «Обломова» (1859) заплатили 10 000 руб.
Книги и журналы
Со второй половины 19 века гонорары поползли вверх и этому была причина - к книгам добавились журналы и газеты. Стоимость их была намного меньше по сравнению с книгам: полезный объем материала в журнале стоил 12-15 рублей; книга того же объема стоила от 30 до 40 рублей.
Гонорар за публикацию в журнале мог превышать книжный в десять раз.
Другая особенность - выход книги мог остаться незамеченным, публикация в журнале - никогда. «В нашу эпоху журналы сделались исключительным чтением публики»," - писал специалист в издательском деле П.А. Плетнев в 1846 году.
Популярность журналов также объяснялась отсутствием развитой сети библиотек. В глубинку книги доходили вяло, а журналы и газеты буквально долетали на почтовых тройках.
Журналы пользовались большим доверием у читателя. Книгу мог издать человек, который имел средства, но не обладал знаниями в области, которой книга была посвящена. Книга могла быть просто заказной.
В журнале была целая редакция, в которую входили образованные люди - писатели, поэты, ученые, исследователи, критики. Журналы конкурировали между собой, старались перехватить новое произведение популярного на тот момент автора.
Произведения публиковались из номера в номер, тем самым поддерживая читательский интерес и гарантировали спрос на следующий номер журнала.
Читатели
Читателей в то время в России было не так уж много, подавляющая часть населения оставалась безграмотной. Читать-писать могло всего 8% (примерно 10 млн человек). Постоянных читателей - не больше миллиона.
Читали в основном представители интеллигенции, чиновничества, совсем небольшая часть купечества, ну и мелкопоместное и среднее провинциальное дворянство. Богатая публика и светское общество предпочитала "употреблять" иностранную литературу на языке оригинала.
Расценки
И.С.Тургенев - в 1850-х гг. средняя ставка гонорара - 400 руб., в 1860-х — 300 рублей, в 1870-х — 600 рублей, в 1880-х — 350 рублей.
Л.Н. Толстой - (за лист) в конце 1850-х.- от 100 рублей, в 1860-х - до 300 рублей, в 1870-х - 600 рублей, в 1890-х - 1000 рублей..
Ф. Достоевский: в конце 1850-х гг. - 200 рублей, 125 руб. — в 1860-х - 125 рублей, в 1870-х - 250 рублей, в 1880-х гг. - 300 рублей.
Гонорар за год
Жить на такие деньги было можно, но очень скромно, если не было иного источника. Надо было писать по одному роману в год, чтобы заработать хоть что-то.
В среднем за год удавалось заработать на писательском труде: Тургеневу - 4 тыс. руб., Н.С. Лескову — 2 тыс. руб., А.П. Чехову (в конце 1880—1890-х гг.) — 3,5 тыс. руб., остальные не более 1-1,5 тыс. руб. в год. При том, что работать надо было, не покладая рук: написать не менее 20 печатных листов - книгу довольно приличного объема, а лучше больше с учетом того, что не пропустит цензура. У Чехова в год получалось не более 10 листов.
В "Современнике" за дебют не платили ничего, известным писателям могли выплатить часть гонорара вперед. Так что и условия для разных писателей были разные.
Достоевский
Достоевский писал: «От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В 1866 году Достоевскому пришлось написать и передать издателям два романа для «Русского вестника» Каткова - «Преступление и наказание» за который дали всего по 150 руб. за лист. Потом за 26 дней настрочил роман «Игрок».
Выдержать бешеный темп удалось только с помощью молоденькой стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной, которая потом стала женой писателя, занималась переизданием романов, договаривалась с типографиями и продавала книги у себя на квартире. Вот и думай, по какой такой большой любви женились писатели в то время. Наталия Гончарова, кстати, тоже записалась покупкой бумаги для своего знаменитого мужа, решала вопросы с издателями.
За «Идиот» и Бесов» платили те же 150 рублей за печатный лист. В результате за "Идиота" на 42 печатных листах Достоевский получил в "Русском вестнике" 7000 рублей.
Ситуация улучшилась после 1870 года. За "Подростка" (1875) в "Отечественных записках" заплатили по 250 рублей за лист. За "Братьев Карамазовых" в "Русском вестнике" Катков заплатил по 300 рублей. Это было раза в три меньше, чем гонорары Толстого к тому времени.
Граф Толстой
Если у Достоевского с издателями общалась потом в основном его жена, Лев Николаевич Толстой свои дела вел сам. Издатели стояли к нему в очередь за его произведениями и терпеть не могли с ним торговаться. Гений вел переговоры жестко, выдирал каждую копейку. При том объеме, который у Толстого всегда был, издателям сотрудничество обходилось недешево, да и нервы граф мотал как никто другой. К тому же у него довольно часто случались всякого рода обстоятельства, в которые издатели были обязаны входить. Так в 1863 г. у М.Н. Каткова ( «Русский вестник») Толстой хотел получить за «Казаков» и «Поликушки» по 1000 руб. за 7 листов, а за остальные листы — больше чем по 200 рублей. Катков возмутился:
- Как же так, ваш сиятельство! Мы же договаривались по 150!
-Ну, знаете ли, милейший, у меня обстоятельства.
Выяснилось, что деньги графу были нужны для срочной уплаты долга пехотному капитану, которому он проигрался в бильярд.
После с тем же Катковым Толстой поступил не очень порядочно, когда закончил свой роман "Война и мир". По договоренности Катков заплатил по 500 рублей за лист. Получив гонорар, Толстой тут же принялся вести переговоры об отдельном издании.
За "Анну Каренину", которая у Толстого долгое время "не шла"и он уже тяготился этим произведением, а когда закончил, вздохнул с облегчением, гонорар составил 20 тысяч рублей (по 500 рублей за лист).
За "Воскресение" издатель журнала "Нива" Толстому заплатили по 1 000 за лист. Интересно, что этот гонорар Толстой потратил на благотворительность - передал в фонд, который занимался переселением в Канаду духоборов — «людей XXV столетия».
Толстой со своей женой, Софьей Андреевной, сам вел издательскую деятельность, несмотря на невероятную трудность и специфику этого дела. И у них неплохо получалось.
В среднем
Это что касается писателей более менее известных. А как обстояли дела у менее знаменитых? С чего вообще начинались гонорары в то время?
По данным за 1856—1859 гг в «Современнике» в среднем гонорар составлял 50 руб. за печатный лист (максимум — 100 руб.). За стихотворение платили поштучно - по 10-15 руб.. За статьи - по 30-50 руб.
В «Отечественных записок» за 1871 г. за прозу платили по 60-75 руб. Более маститые писатели получали больше: Островский - от 150 до 175 руб. за лист, Салтыков-Щедрин - по 125 руб.).
За стихотворение платили от 15 до 20 руб.
Наивысший гонорар был отмечен в ведомости у Некрасова - 75 коп. за строчку «Дедушки Мазая».
Высоко котировались разного рода учебники. Например, учебник по Арифметике Евтушевского издателю Полубояринову был продан за 50 000 руб.
Трудный хлеб
Гонорары писателей отличались, как и уровень их популярности. В целом же писательский хлеб не считалось легким, а жизнь писателя безбедной, скорее наоборот.
Н.С. Лесков писал: «В России литературою деньги добываются трудно, и кому надо много — тому приходится и писать много».
Другой писатель высказался еще более прямолинейно: «Ныне писатель, по большей части, голый бедняга, вынужденный ради куска хлеба писать чуть не день и ночь. Тут не напишешь много хорошего. Гонорарий ничтожен…» ( И.А. Кущевский).
Немирович-Данченко сетовал, что «…Случалось продавать самые дорогие сердцу авторскому произведения на корню, и наша совесть маячила, потому что работалось впроголодь и впрохолодь. Да еще на каждый наш рубль десяток ртов было разинуто».
Много или мало
Чтобы понять, много ли получали писатели, нужно посмотреть - сколько они должны были тратить на более менее достойную жизнь, разумеется, для своего времени и занимаемого статуса.
В 1858 г. И.А. Гончаров писал: «…женатому человеку в провинции в наше время и с тысячью рублями трудно прожить… а в Петербурге с 1500 руб. серебром семейному едва можно прокормиться... В Петербурге надо получать не менее двух тысяч руб. серебром, чтобы жить безбедно».
Для пример, семья Достоевских жила на 3 тыс. руб. в год.
Не каждому литератору удавалось прожить на получаемые гонорары. Многим приходилось подрабатывать. Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.А. Фет имели доход с поместий; И.А. Гончаров, А.Н. Майков, Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев служили в цензуре, А.П. Чехов был земским врачом. Многие служили в армии.
Что почем
В середине XIX в. по ценам Москвы фунт сахара стоил 24 коп. серебром, четверть ведра водки — 1 р. 13 коп. сер., пуд говядины — 5 р. 30 коп. ассигнациями, сто штук яиц — 1 р. сер., крепостной камердинер - 3000 р., шуба из чернобурой лисицы — 1000 р., из соболя — 2000 р.; деревенская изба стоила 100 р., сажень дров (8 куб метров в поленнице 2х2х2) — 16 рублей; крестьянская душа оценивалась в 24 р., а серебряный рубль — в 3 р. 50 к. ассигнациями.
Не каждому дано, не каждый и захочет
Словом, писателям и поэтам в России и в то время приходилось "крутиться" и уповать на нечаянное наследство. Получается, что быть писателем вообще не самое выгодное занятие потому, как «труд писателя так странно ценится, так относителен, так, наконец, неопределенен, что заранее обрекает писателя на некоторого рода нищенство. Исключение в этом отношении составляют только некоторые из писателей, и то потому только, что или имеют недвижимые имущества, полученные по наследству, или — занимают какие-либо общественные должности, обеспечивающие их помимо литературного труда. Все же остальные бьются как рыба об лед, нередко давая другим тысячи, а сами оставаясь без куска хлеба». (Из книги "От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы").
Из открытых источников:
https://iknigi.net/avtor-abram-reytblat/93827-ot-bovy-k-balmontu-i-drugie-raboty-po-istoricheskoy-sociologii-russkoy-literatury-abram-reytblat/read/page-7.html; https://gorky.media/context/gonorarij-nichtozhen/
Другие статьи автора на этом канале:
Телефонный аппарат, который назвали "оружием массового поражения" и продали за 243 тыс. долларов
О судьбе казаков войска Ивана Болотникова, и как мы в Подмосковье нашли место их гибели
Октябрятские и пионерские организации - важное звено в воспитательной педагогике, которое надо возвращать
Ленина и Сталина ценили и уважали во всех республиках. Значит было за что.