Соревнования на основе видеоигр становятся все более популярными и коммерчески успешными. Тем не менее в Беларуси они до сих пор считаются не спортом, а скорее развлечением. Почему так происходит, спросили у председателя отечественной федерации Дениса Богуша.
Не спорт. Или...
История у белорусского киберспорта продолжительная. Очевидный рост интереса к состязаниям в компьютерных играх начался около 20 лет назад.
– Наш клуб Tarantulоткрылся в 2001-м. Спустя год я уверился в том, что соревнования в гейминге возможны. Я из спортивной семьи, занимался плаванием. Поэтому довольно быстро провел параллели между киберспортом и традиционным и понял: они могут работать аналогично, – вспоминает Денис.
Первые поездки на международные турниры были в 2003-м, в основном на постсоветском пространстве. Еще десятки соревнований проводились внутри страны. Призовые деньги тратили на дальнейшее развитие – тогда киберспорт для многих был хобби, как профессиональное движение его воспринимали немногие. И это сыграло на руку конкурентам. Пока в Беларуси киберспорт тормозил в развитии, в соседних странах он планомерно укреплял позиции.
– Следующий всплеск интереса случился в 2016-м. Тогда киберспорт официально признали видом спорта в Российской Федерации. Это очень помогло: в обществе перестали воспринимать наши занятия как «игрушки». А в 2017-м, правда, с четвертой попытки, мы смогли создать профильную федерацию уже в Беларуси. Впрочем, как отдельный вид спорта наша индустрия все еще пока не признана, – говорит Денис Богуш. – В плане нормативной базы и количества проводимых турниров с существующими протоколами к этому все готово. Не хватает лишь волевого решения со стороны компетентных организаций.
При этом мы уже признаны на мировом уровне. Белорусская федерация входит в состав международных и европейских структур. Наши команды участвуют в отборочных играх на чемпионат мира, который в этом году пройдет в Израиле. Есть своя национальная сборная.
Условно белорусских киберспортсменов можно поделить на три группы. Профессионалов всего несколько сотен. Игроков среднего уровня, которые хорошо играют, но не могут себя «продать», – несколько тысяч. Третью составляют те, кто понимает процессы, смотрит игровые трансляции. Таких до 300 тыс. человек.
Пилотный проект
Самый простой способ стать частью геймерской команды – показать свой высокий уровень подготовки на турнирах. В таком случае участника может приметить киберспортивная организация, ведь многие отечественные состязания имеют международный статус. Но достичь высот именно со спортивной точки зрения может только тот, у кого есть фундаментальная подготовка.
– Недавно мы запустили пилотный проект – киберспортивный класс на базе столичной 182-й школы, – продолжает Денис Богуш. – В кабинете информатики оборудована игровая зона. Днем школьники занимаются информатикой, а после уроков в виде дополнительного образования наш практик преподает основы «гейминга» – начиная от простых упражнений, заканчивая тайм-менеджментом и психологией. Это первый подобный проект на просторах СНГ.
Глобальная проблема белорусского киберспорта заключается в отсутствии «среднего класса» игроков. Фактически есть «топ» спортсменов и низовой пласт.
– А между ними – вакуум. И с помощью подготовки школьников мы его хотим заполнить. Ведь именно «средний класс» представляет наибольший интерес для международных академий. Мы стремимся создать эту прослойку.
Зарплата – выше средней по стране
Киберспортсмен успешной белорусской команды может получать сумму выше средней зарплаты по стране. И это без учета бонусов и «плюшек».
– Но чтобы этого достичь, нужно много вкладываться в свое развитие, тратить средства, время… Если ты играешь на приемлемом уровне, тебя замечают топ-команды. Дальше игрок растет с помощью менеджеров и seo-специалистов. Однако здесь мы упираемся в вопрос непризнания киберспорта как вида спорта. Из-за этого мы не можем предложить игроку спортивный контракт. Приходится работать в рамках Трудового кодекса. В большинстве ребята оформлены как сотрудники офиса или другие специалисты, – говорит Денис Богуш.
Однако так удержать спортсмена тяжело, ведь организации – конкуренты из других стран находятся в выигрышном положении.
«Деньги мы заработаем сами. Нужен только статус»
Сейчас отечественный киберспорт отстает от соседних. Да, у нас есть успешные команды вроде Nemiga, которая играет в Counter Strike GO и входит в мировой топ-30. Но развитие киберспорта в нашей стране могло бы быть в разы более успешным.
– Уверен, у нас огромный потенциал. В советские времена в Беларуси было много высокотехнологичных производств, научных институтов. У нас есть предрасположенность к киберспорту. Но для развития этого потенциала нужна соответствующая база, – подчеркивает руководитель федерации.
Без официального статуса киберспорта как вида спорта это сделать крайне тяжело.
– Весь парадокс в том, что финансовая поддержка нам не нужна – деньги заработаем сами. Необходим лишь статус. Он даст возможность взаимодействовать с другими федерациями, передавать свои знания и методички. К тому же мы станем в один ряд с остальными видами спорта, и тогда родители, отдав ребенка в киберспорт, будут знать о его перспективах. У него появится шанс себя попробовать, – заключает Денис Богуш.
– Иной раз человек проводит в кресле по восемь часов. Это сложно физически, не говоря о том, что игроку приходится постоянно выстраивать стратегию. Если ты неправильно подготовился, физиология в конце концов возьмет свое, – отмечает Денис Богуш.
Спортивный элемент также заключается в командном взаимодействии. Например, за несколько недель до важного старта команды собираются в одном месте и оттачивают процессы.
Важную роль играет зрительский интерес. Раньше финалы крупных турниров проходили в офлайн формате. Так было, например, в 2016 году в «Минск-Арене». Тогда на протяжении трех дней на трибуны приходило по 10 тыс. человек.
– Зрители следили за борьбой по 12 часов, наблюдали за эмоциями игроков, волнением, геймплеем. По сравнению с традиционным спортом здесь больше зрелищности. Это самое настоящее шоу!
Одним из очевидных преимуществ киберспорта является низкий «порог вхождения». Неважно, какой у человека потенциал с точки зрения физиологии. Стать киберспортсменами может даже человек с ограниченной мобильностью. Яркий пример – Тихон Полесский, один из лучших мировых игроков в виртуальные автогонки.
Александр НОВОХРОСТ.
Фото Павла ОРЛОВСКОГО
____________________________________
Благодарим вас за внимание к нашему изданию.
Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).
Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.
Мы работаем для вас, наши дорогие читатели!