Найти тему
Алексей Пермяков

Волжский круиз Саратов - Н. Новгород (часть 4) Казань.

все фото  -автора
все фото -автора

Если широко раскинувшиеся по волжскому берегу миллионные Казань и Самару было видно за два часа, то Чебоксары и, особенно, Макарьев выскакивали из-за очередного изгиба реки как гаишники из кустов. Поэтому фотоаппарат был постоянно наготове. Надо отдать должное и судовому радио, всегда заблаговременно предупреждавшему о чем-либо интересном за бортом. Промелькнул по правому борту Булгар – довольно долго процветавший город, пока в нем не порезвились монголы. Да и Иван Грозный, наверное, не обошел вниманием. В общем, булгарам это надоело, и они перебрались в другие места. Правда, современные болгары такие же потомки тех булгар, как современные итальянцы – древних римлян. Т.е. общего – не особо много. В виду Казани, теплоход стал на рейд, пополнить запасы топлива и боеприпасов )). Прибрежные поселения производят впечатления вполне зажиточных. Особенно понравилась одна татарская деревенька, с аккуратными минаретами, домами, и, как по линейке, растущими деревьями. Жаль Солнце светило не подходяще для фотографирования – вид был превосходен.

-2

Каждый раз, сходя на берег, точнее на набережную в очередном городе, ожидаешь что местные экскурсоводы, как радушные хозяева, проводят по своему родному городу и покажут все лучшее. Но, показать мало. Конечно, небезинтересно сравнить, где пейзажи краше, а строения древнее, но, богатый русский язык позволяет обрамить увиденное разнообразными звуковыми образами – голосовой симфонией местности. Первым и завершающим городом круиза стала «молчаливая» Самара. Экскурсий в городе не было, их заменила самостоятельная многочасовая прогулка по центру города. Далее была Казань. Много слышали в разные времена об этом городе, о его истории, строительстве и реставрационных работах к 1000-летию. Но, все равно, она впечатлила своей ухоженностью, любовью горожан к своему городу, к своей истории и современности. Отметим и основательность казанцев. Если уж строить мечеть – то Кул Шериф, если ремонтировать дороги – так до основания снимая старый асфальт. Мост – так тоже новый. Отделка дома – так недешевыми отделочными плитами. Центр площади перед Кремлем – освобожден от проводов – все коммуникации спрятаны под землю, не мешая осмотру.

-3

Казань, в отличие от большинства российских городов, сохранила историческое «лицо». Сказать точнее – потеряла его в наименьшей степени по сравнению с прочими. Превосходен Кремль, разве что его немного «приподнять» над окружающей местностью. Много отреставрированных зданий. Может и не шедевров архитектуры, но на взгляд автора, весьма красивых. В городе приличное количество зеленых зон и простора. Полюбившиеся панорамные съемки не получились – ну не из окна автобуса же их делать.

-4

Ночная подсветка Казани – вполне хорошая тема для отдельной экскурсии. Правда, из нее «выпал» Кремль, во-первых посещенный днем, во-вторых, по его внешнему периметру вовсю идут строительные работы и нет никакой возможности остановиться. А вид изнутри – несколько не тот. Зато крайне недурно подсвечены старые и новые мечети, мосты, набережная озера Кабан, театр кукол и часть макета национальной деревни в натуральную величину.

-5

Есть на что посмотреть. Руководители явно не смотрят на город как карьерную ступеньку, а относятся к нему как к Родине без малейших кавычек. Таким же основательным было и отношение к организации экскурсий. Экскурсовод – молоденький педагог-филолог Алиса, прекрасно владела словом и ни на секунду не выпускала внимание группы. Поставить ее в тупик вопросами было возможно, но крайне дипломатично, доходчиво и быстро она выбиралась из любых сложностей. Хрупкая фигурка с мягкими восточными чертами лица, таким же восточным акцентом, она уверенно вела за собою группу, неся над головой флажок с изображением Спасской башни Казанского Кремля. Показала себя прекрасно осведомленной в непростых исторических отношениях Казанского ханства и Московского княжества, конфессиональных тонкостях взаимодействия ислама и христианства. Очень часто звучала мысль о определенного рода примирении и взаимопроникновении татар и русских. Вспомнился писатель Балашов, ярый восточник, с жаром утверждавший, что Степь и Восток намного ближе и роднее Руси, чем надменный Запад. Проявляла чисто восточный такт при ожидании опоздавших, не разу не забыла перепроверить группу и четко до минуты уложилась в графики экскурсий. Гордость за свой город ненавязчиво сквозила во всем: в перечислении прославившихся земляков, в описании архитектуры, во вдохновенно прочтенных стихах местного поэта. Очень хотелось выразить благодарность за ту частичку любви, которой она поделилась с каждым туристом. Что и было сделано в виде небольшого букетика ярких осенних цветов. Правда, если проводить негласное соревнование между экскурсоводами встреченных на пути городов, то впереди, причем с большим отрывом все же будут лидировать Чебоксары и тоненькая Ксения. Дальше по пути вспоминались все ее выражения, вплоть до милейшей оговорки «справа виден знаменитый танк «Катюша»». После того, как ее поправили, что «Катюша» - вовсе не танк, она так очаровательно засмущалась и оправдывалась. Ну и правда – не девичье дело разбираться в боевых системах. Прочие экскурсоводы, ну так, более-менее добросовестны, но не более того.

Вновь кораблик наш
Вновь кораблик наш
Казань, пока ...
Казань, пока ...