Для тех, кто впервые услышал группу КРУИЗ в качестве тяжелого трэш-спидового трио в составе ГАИНА-ВАСИЛЬЕВ-ЕФИМОВ, имя АЛЕКСАНДРА МОНИНА ни о чем не говорит. Эта категория рок-населения, скорее, скажет, что МОНИН — вокалист группы ЭВМ, и причем тут вообще КРУИЗ... А когда услышит, например, альбом "Крутится волчок", реакция, скорее всего, будет "Хрень какая-то эстрадная". В лучшем случае — "Неплохой легкий хард-рок, но причем тут КРУИЗ?" Именно такую реакцию чаще всего доводилось наблюдать среди тех, кто впервые услышал группу на виниле "Круиз-1" и информацию о группе не искал. Впрочем, в конце 80-х и первой половине 90-х с информацией было сложно.
В общем, история КРУИЗА богата и любопытна. А история МОНИНА, похожего чем-то на АЛЕКСАНДРА ЛОСЕВА из группы ЦВЕТЫ, заставляет задуматься, как же все-таки жаль, что достойные вокалисты остаются где-то на вторых ролях. Ведь в рамках отечественного хард-рока он был одним из самых харизматичных фронтменов, а голос его был способен стать одним из символов жесткой музыки. Собственно, и стал в среде тех, чей кругозор не ограничивался несколькими официально изданными пластинками и самыми раскрученными названиями-брендами.
Вероятно, МОНИНУ просто не повезло стать вокалистом группы, которую отчего-то крепко невзлюбило большинство советских металлистов. ЭВМ несколько раз признавали худшей хэви-группой СССР, и этот статус, которым их наделяли газеты "Московский Комсомолец" и несколько других изданий, бывших в те годы наиболее прогрессивными и лояльными к молодежным субкультурам, накладывал определенный отпечаток на авторитет группы. Хотя спроси сейчас любого олдового рок-фана или молодого олдфага, какие тяжелые группы были наиболее популярны из числа советских хэмээрщиков, и среди АРИИ, гаиновского КРУИЗА, АВГУСТА, МАСТЕРА, ЧЕРНОГО КОФЕ, КОРРОЗИИ МЕТАЛЛА и некоторых прочих обязательно прозвучит и ЭВМ.
Концерты проходили большей частью при аншлагах, но материал группы крепко критиковали; коллектив участвовал в различных фестивалях и сборных солянках, но их шоу не обходили конкурентов. На знаменитой "Рок-Панораме-86" выступление ЭВМ вообще признали одним из худших, и положение не исправило даже то, что на итоговые пластинки попало целых три их песни, а одного из главных хэдлайнеров — АРИИ, чей лидер ВИКТОР ВЕКШТЕЙН был организатором фестиваля, — ни одной. Это сейчас, в эпоху интернета, можно не обращать внимания на официальные печатные СМИ. В 80-х без газет и эфиров обойтись было невозможно.
"Хороший он вокалист, этот твой МОНИН", — сказал однажды дед-пенсионер своему внуку, который безуспешно пытался объяснить предку, знатоку и ценителю джаза и классики, что рок — это тоже достойная музыка. "Хороший, да только хрипит слишком. Вот пел бы он чисто и джаз..." Это было бы забавно. Но, думаю, никто бы не удивился. МОНИН бы смог. Ведь голос и в самом деле был отличным хардовым тенором с харизматичной рок-н-ролльной хрипотцой. В самом деле мог бы стать одним из ярких символов отечественного рока. Хотя почему мог бы? Стал.