Всего несколько русских имен напоминают нам о варягах, когда-то ставших активными участниками нашей истории. И в первую очередь имя первого князя Руси, зафиксированного в византийских и европейских хрониках, а не только в легендах.
Это имя можно перевести как хранимый Ингви, то есть его обладатель находился под защитой Ингви-Фрейра или просто Фрейра.
Один из самых популярных скандинавских богов, золотоволосый Фрейр занимал второе место в неофициальном конкурсе красоты в Асгарде, уступая только совершенному Бальдру. Собственно, он был не асом, а ваном, и прибыл в Асгард как заложник. Вместе с ним приехали его отец Ньерд и сестра-близнец Фрейя.
Впрочем, ванов приняли весьма радушно, а Фрейру сразу сделали королевский подарок — подарили Альвхейм, царство светлых альвов то есть тех самых возвышенных эльфов, которые наводнили фэнтезийные миры. Таким образом, самого Фрейра можно считать прототипом всех благородных эльфийских королей. С утверждением христианства Фрейр в народном фольклоре переквалифицировался именно в такого персонажа. Однако изначально его значение было огромным. На это намекает и значение его имени — «хозяин, господин».
Как и все ваны, божества воды и воздуха, Фрейр владел магией и отвечал за плодородие земли. Летний бог солнечного света и дождей, он был особенно любим земледельцами. Ему молились о богатом урожае, спасении пленников и мире между народами. Впрочем, несмотря на то, что Фрейр действительно не любил конфликтов, он, как и Тор, постоянно сражался с инеистыми великанами. Его сверкающий как солнце меч всегда приносил победу в бою своему владельцу.
Однако в храмы Фрейра нельзя было входить с оружием.
Ему были посвящены дни зимнего солнцестояния. Чтобы помочь светозарному богу, северяне скатывали с холмов горящие колеса — символ солнца. По этой же причине было принято сжигать целое бревно, которое должно было гореть всю самую длинную ночь в году. Погасшее раньше времени бревно было дурным предзнаменованием на весь год. Главным праздничным блюдом был вепрь или свинья. Позже эти традиции и приметы стали частью святочного ритуала в Северной Европе.
Фрейр ездил верхом на вепре с золотой щетиной Гуллинбурсти и плавал на волшебном корабле Скидбладнир, который был достаточно велик, чтобы вместить всех богов и при этом в свернутом виде был не больше носового платка. Он особенно почитался в Швеции и считался родоначальником Инглингов, династии первых конунгов этой страны.
Но даже светозарный Фрейр не избежал критики смутьяна Локи, который обвинил его в кровосмесительном союзе с родной сестрой Фрейей. Такие браки действительно были в ходу у ванов, однако запрещались среди асов. Впрочем, личное счастье Фрейр нашел с чудесной девой Герд — хотя и дорогой ценой.
Однажды Фрейр тайком сел на трон Одина Хлидскьяльв, откуда верховный бог наблюдал за всеми мирами и увидел в далеком заснеженном краю красавицу Герд, которая входила в дом своего отца, великана Гюмира.
Красота девушки буквально осветила небо и море, поэтому Герд иногда считают воплощением северного сияния.
Фрейр мгновенно влюбился в девушку и захотел жениться на ней. Он понимал, что его предложение может быть отвергнуто, учитывая напряженные отношения между богами и великанами, поэтому впал в меланхолию.
Испортившаяся погода встревожила его отца Ньерда, который попросил слугу сына Скирнира выяснить, что же произошло. Тот узнал причину печали своего господина и пообещал уговорить красавицу выйти замуж за Фрейра. Однако взамен он попросил меч бога — тот самый, который всегда приносил победу. Но Фрейр был влюблен так сильно, что согласился на это условие.
Ловкий Скирнир взял из ручья отражение лица Фрейра, дабы показать невесте, золотые яблоки и даже драгоценное кольцо Драупнир, которое на девятую ночь приносило своему хозяину еще восемь золотых колец, и отправился на север. С помощью коня своего господина он преодолел огненную ограду, окружавшую дом, и преподнес дары Герд.
Но гордая красавица заявила, что у нее и так достаточно золота, поэтому замуж за Фрейра она не пойдет. Тогда Скирнир пригрозил отрубить ей голову — суровые традиции северного флирта. Но дочь великана только рассмеялась в ответ. В конце концов слуга вырезал на жезле руны и пообещал, что, если Герд не согласится, то она вообще никогда не выйдет замуж или в крайнем случае ее мужем станет старый и безобразный великан.
Девушка оценила риски проклятия и сообщила, что так и быть, она станет женой Фрейра через девять ночей в роще Барри. В некоторых вариантах мифа взамен она потребовала у Скирнира еще и меч Фрейра, который оставила в доме своего отца.
Некоторые мифологи видят в этом мифе прозрачную аллегорию о непростых отношениях летнего солнца и замерзшей земли, которая не сразу оттаивает под его лучами.
И только угроза навеки остаться скованной снегом и льдом заставляет ее передумать. А девять ночей означают девять месяцев зимы.
Как бы там ни было, семейная жизнь супругов была вполне счастливой. Герд родила мужу сына Фьёльнира, который стал вторым конунгом из династии Инглингов.
Однако потеря меча в конце концов будет стоить Фрейру жизни. Во время Рагнарека он сразится с огненным великаном Суртом, владыкой Муспельхейма. Лишенный своего непобедимого оружия, Фрейр погибнет, а Сурт срубит мировое дерево Иггдрасиль и начнется конец света.
Считалось, что Фрейр не единожды приходил к людям под видом разных конунгов. И если в Швеции он был известен как Ингви-Фрейр, то в Дании его почитали как вождя Фридлифа. От брака с Фрейгердой родился конунг Фроди, во время которого в стране данов царили мир и процветание, которые больше никогда не повторились. В хрониках он остался как Мирный Фроди.
Знаток скандинавских саг Толкин неслучайно дал подобное имя своему главному герою, скромному хоббиту, который принес мир в Средиземье.
После прихода христианства Фрейр, как я уже сказала, превратился в миролюбивого короля светлых альвов, однако о нем до сих пор напоминают популярные в скандинавских странах имена — Ингрид, Ингеборга, Инга, Ингмар, Ингвар. Последнее имя и превратилось на Руси в знакомого нам всем Игоря.