Обладатели многомиллионных состояний до революции могли позволить себе всё — и монументальные трехэтажные усадьбы, и неоготические особняки, и английские замки. «Культура.РФ» рассказывает, в каких домах жили богатейшие купцы и промышленники своего времени.
Городская усадьба Демидовых
Гороховский переулок, 4
При Петре I династия Демидовых стала одной из богатейших в России: они основали несколько горнодобывающих и оружейных заводов на Урале и в Туле. В конце XVIII века Иван Демидов построил в Басманной слободе Москвы городскую усадьбу в стиле классицизм.
Автором проекта стал архитектор Матвей Казаков. На месте одноэтажных палат он возвел монументальное трехэтажное здание с торжественной колоннадой: коринфский портик украшен скульптурным декором. Впечатляюще выглядели интерьеры дома — особенно выделялись «Золотые комнаты». В парадных залах деревянная резьба мебели, карнизов была покрыта позолотой — по рисункам архитектора.
Впоследствии усадьба не раз меняла своих владельцев и перестраивалась. В советское время здесь разместился Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С 1993 года в усадьбе находится Государственный университет геодезии и картографии.
Особняк Николая Второва
Спасопесковский переулок, 10
В начале XX века банкир и предприниматель Николай Второв был самым богатым человеком России. Его состояние историки оценивают в 60 миллионов золотых рублей (более 60 миллиардов в пересчете на современные деньги). В Москве по заказу Второва архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят построили большой особняк в стиле неоклассицизм. Они спроектировали симметричное здание с полуротондой, поддерживающей балкон. Интерьер дома оформлял художник Игнатий Нивинский. После революции особняк был национализирован — в нем стали размещаться квартиры и конторы. С 1933 года в здании находится резиденция посла США, а сам особняк носит имя «Спасо-хаус».
Особняк Зинаиды Морозовой
Улица Спиридоновка, 17
Семья Морозовых была одной из богатейших купеческих династий России. Им принадлежали хлопковые поля, текстильные фабрики, химические заводы. Морозовы владели многочисленной недвижимостью в Москве и Подмосковье. Один из самых известных особняков столицы — дом Зинаиды Морозовой, жены Саввы Морозова.
Усадьбу достроили в 1898 году, проектом руководил архитектор Федор Шехтель. Он возвел усадьбу в неоготическом стиле с башней с массивными окнами. Фасады он декорировал довольно лаконично — главной деталью стал ряд арочных окон. Для оформления интерьера Шехтель пригласил молодого Михаила Врубеля. Художник написал для гостиной три панно, создал витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини». С приходом советской власти в особняке размещались продовольственный комитет, сиротский приют. Сегодня здесь находится дом приемов Министерства иностранных дел.
Особняк Петра Смирнова
Тверской бульвар, 18
В XIX веке русский предприниматель Петр Смирнов носил прозвище «водочного короля» России: ему принадлежало «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова в Москве». Когда император Александр III попробовал продукцию Смирнова, то сделал его единственным поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Его сын и наследник Петр Смирнов в 1900 году приобрел усадьбу на Тверском бульваре. Реконструкцию дома он поручил архитектору Федору Шехтелю. Внешне зодчий придал усадьбе шик стиля модерн — спроектировал застекленные эркеры, добавил балкончик, поменял форму окон. Внутри же он создал анфиладу комнат, решенных в самых разных стилях: классицизм, рококо, египетский, греческий и другие. В самой усадьбе провели электричество, сделали вентиляцию и паровое отопление. В советское время в особняке находились Революционный трибунал, народный суд и прокуратура, сегодня там располагается банкетный зал.
Городская усадьба Андрея Кнопа
Колпачный переулок, 5
Одним из самых богатых людей в России XIX века был Иоганн Людвиг Кноп — предприниматель, торговец хлопком. Он помогал открывать текстильные фабрики по всей стране: более 200 предприятий были построены под руководством Кнопа. После смерти предпринимателя два его сына унаследовали не только фабрики, но и городскую усадьбу. Они поделили ее между собой. На одном из участков в 1900 году архитектор Карл Трейман возвел для Андрея Кнопа городской особняк в неоготическом стиле. Похожее на английский замок здание украшали зубчатая башенка, щипцовые завершения и скульптурные баронские гербы семьи Кнопов. Внутри усадьба тоже была оформлена в стиле английской готики — стены украшали коллекционные ружья и гобелены.
После революции усадьбу национализировали, в разное время здесь располагались представительство Украинской ССР, приемная председателя Государственной комиссии по электрификации России Глеба Кржижановского и московский комитет Комсомольской организации. Сегодня в здании размещаются коммерческие конторы.
Автор: Лидия Утёмова
Читайте также:
Андрей Штакеншнейдер. Любимый архитектор Николая I