В Крыму издавна соседствуют множество национальных групп. Один из самых малочисленных народов – крымские караимы. В настоящее время в Крыму проживает всего лишь несколько сотен караимов, а во всем мире около двух тысяч. Вызывает удивление и восхищение то, как такой малочисленный народ сумел сохранить свои обычаи, свою культуру, язык и религию.
Крымские караимы являются потомками тюркских племен Хазарского каганата и аборигенного населения Крыма. Формирование этноса происходило в VIII-XII веках. Караимы в Крыму занимались торговлей и ремеслом, в позднее средневековье (XV-XVIII вв.) их общины составляли значительную часть населения Кафы (Феодосии), Гезлева (Евпатории), Чуфут-Кале, Мангупа.
Родовое гнездо караимов располагалось на Чуфут-Кале (сами караимы настаивают, что правильное название "Джуфт-Кале" - "Двойная крепость").
Чуфут-Кале – один из самых известных пещерных городов, находится в 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея. Город расположен на мысовом плато, достигающем высоты над уровнем моря 540 м. С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами. Доступны для подъема восточная сторона мыса и часть его южного склона. Городище, имеющее общую площадь 38 га, делится на три части, отражающие различные периоды его существования: Бурунчак (в переводе с крымскотатарского - "носик", "мысок"), "Старый город" и "Новый город". Здесь сохранились караимские храмы и дома. На Кенасской улице Старого города, в дворике, отгороженном каменным забором, можно осмотреть два караимских молитвенных дома. Караимский храм называется "кенаса" - от слова "канос", то есть собирать.
Караимы исповедуют караимизм. Это форма иудаизма, однако отрицающая Талмуд и признающая священными в основном только книги Библии, написанные самим Моисеем. Название «караим» восходит к религиозному термину и является производным от библейского корня «кара» - «читать, призывать». Традиционный перевод слова «караим» - «человек, читающий только Священное Писание».
Тюркский язык и образ жизни древних караимов в сочетании с исповеданием Ветхого Завета давно привлекли внимание ученых. Из-за этого в научном мире идут споры: по одной теории караимы близки по происхождению к тюркам, по другой – к иудеям. Есть факты, подтверждающие как одну теорию, так и другую.
В XVIII веке последние караимы покинули город Чуфут-Кале и расселились по Крыму. Самая многочисленная община караимов была в Евпатории.
В Евпатории сохранился уникальный караимский храмовый комплекс, единственный во всей Восточной Европе, где и сейчас регулярно проходят службы. Это место паломничества всех караимов Крыма.
Во многих городах здания кенас не используют по назначению из-за отсутствия прихожан. В XX веке количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции. В начале XX века их было около 8 тысяч.
На свои богослужения караимы не пускают посторонних. Известно лишь, что мужчины молятся на первом этаже, а женщины - отдельно - на втором, причём служба проводится на караимском и русском языках. Во время службы прихожане сидят на скамейках. По окончании встают и, не отрывая глаз от алтаря (его зовут "гехал"), солидно и степенно пятятся спиной к выходу. По-другому выйти из кенасы нельзя, ведь по караимским верованиям запрещается становиться спиной к алтарю!
Согласно легенде, в Евпатории на месте храмового комплекса издавна тайно существовала подземная кенаса. Но когда император Александр I официально разрешил отвести этот земельный участок под строительство караимского молитвенного дома, здесь закипела работа. На собственные средства караимы построили молитвенные дома - кенасы по проекту братьев Бабовичей. Всего за несколько лет, с 1805 по 1807 годы, возвели Большую (Соборную) кенасу, которая как тогда, так и теперь открывает свои двери только для праздничных богослужений.
А в 1815 году рядом с ней появилась Малая кенаса - для службы в обычные дни. Чугунные ворота и ажурные решетки ведут во внутренний дворик, увитый виноградом, возраст которого, по словам старожилов, более 200 лет. Рядом с лозой расположен фонтанчик для омовения рук. Внутреннее убранство скромное, нет ни росписей, ни икон. Алтарь и скамьи для молящихся выполнены из дерева, единственным украшением стали старинные люстры.
Побывав в Евпатории, Вы можете посетить храмовый комплекс и музей, узнать больше об истории, культуре, быте, религии и обрядах крымских караимов.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи!