Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Постсоветские фильмы ужасов (ч.4). Белорусский «Пёс» по Лавкрафту

Лапы у пса - как у медведя. Кадр из к/ф «Пёс»
Лапы у пса - как у медведя. Кадр из к/ф «Пёс»

Эксперименты ближнего к России зарубежья в освоении фильма ужасов выглядят забавно. В предыдущих текстах я упоминал несколько хорроров – из Беларуси, Украины и Казахстана. Сегодня еще одна работа – инди-ужастик по рассказу Лавкрафта «Пёс» снятый белорусскими ребятами на коленке и за 80 долларов.

Творчество Виктора Лебедева и Анны Дэн (в Кинопоиске почему-то написано Ден) я уже упоминал в предыдущем тексте. Там речь шла о «Полупроводник v1.1» (2018), который выглядит очень прилично и даже круто, в 2017 году «Пёс» еще был разминкой. Но посмотреть можно, если вас развлекают любительские хоррор-бэшки.

Герои фильма - фанаты мистических ритуалов. Кадр из к/ф «Пёс»
Герои фильма - фанаты мистических ритуалов. Кадр из к/ф «Пёс»

Как и в рассказе Говарда Лавкрафта главные герои – увлеченные магией гробокопатели, собирающие древние артефакты (в фильме появляется и «Некрономикон», впервые упомянутый в рассказе «Пёс»). Однажды они достают из могилы средневекового колдуна нефритовый амулет. С этого момента их везде преследует страшный собачий лай, рядом с домом гигантские следы пса, странно себя ведут некоторые предметы и т.д.

В фильме героев трое. Кроме книжных двух друзей, одного из которых играет режиссер Лебедев, введена их подруга (Анна Дэн). Расхитители могил живут вместе в недостроенном доме в небольшом городке, зарабатывают продажей ювелирки из могил, а предметы, которые подходят для обрядов оставляют себе. При всей увлеченности темой магии столкновение с реальной жутью становится для них неожиданным.

«Некрономикон» появляется и в фильме. Но большой роли не играет. Кадр из к/ф «Пёс».
«Некрономикон» появляется и в фильме. Но большой роли не играет. Кадр из к/ф «Пёс».

В подобных коленочных фильмах мне нравится их неторопливость и расслабленность. Кино по рассказу, снятое за несколько бутылок с кетчупом, идет два часа! И авторы ничуть этого не стесняются.

У затянутости есть плюс: мы успеваем получше познакомиться с героями, возникает свойское отношение (несмотря на довольно слабую актерскую игру и частые истеричные крики с матом, заменяющие драматический диалог), без которого подобную бэшку смотреть было бы невозможно.

Анна Дэн уже тут играет неплохо, но в "Полупроводнике" лучше. Кадр из к/ф «Пёс».
Анна Дэн уже тут играет неплохо, но в "Полупроводнике" лучше. Кадр из к/ф «Пёс».

Снято, скажем вежливо, в редкой андеграундной манере. Часть лиц из случайной уличной массовки затерта (видимо, люди оказались не любителями инди-хоррора, или подозревали, что это окажется каким-то фильмом для взрослых). Не сказать, что затертость лиц работает на некий стиль или сверхзадачу (в некоторых социальных ужастиках такое возможно). Скорее просто усиливается колорит любительского кино.

Хоррор лаконичный, на звуках, на ракурсах со стороны неведомого зла (картинку загоняют в зеленый монохром и трясут камеру), на нездорово ведущих себя предметах (местами как «Пункт назначения», но далеко в эту сторону не уходит). Очертания инфернального Пса, постаравшись, увидеть можно. Но по большей части он остается невидимым.

Во дворе псиной пахнет. Кадр из к/ф «Пёс».
Во дворе псиной пахнет. Кадр из к/ф «Пёс».

Основная жесть происходит в последние полчаса и она значительно прикрыта темнотой. Лаконичность в целом соответствует и бюджету фильма, и мере условности и поэтому воспринимается нормально.

Каких-то открытий кино не делает, я смотрел после «Полупроводник v1.1», который вызвал интерес к творчеству этой команды. Захотелось увидеть, как они начинали. Поэтому то, что мне «Пёс» в целом понравился, отчасти обусловлено симпатиями к авторам. Любопытно, что они снимут дальше.

В одном кадре – лавкравтовские «Некрономикон» и нефритовый амулет. К/ф «Пёс».
В одном кадре – лавкравтовские «Некрономикон» и нефритовый амулет. К/ф «Пёс».

Фильмы ужасов из постсоветских стран. Белорусский «Сашин ад»
Фильмы ужасов из постсоветских стран (ч.2). Беларусь и Казахстан
Хорроры постсоветских стран (ч.3). Украинский психоз, демоны Бреста