У вас тоже был одноклассник, которому учителя пророчили страшное будущее в лучшем случае дворника, а в худшем – постоянного посетителя мест не столь отдаленных? А что с ним теперь? Скорее всего, он, что называется, очень неплохо чувствует себя в жизни.
Не исключаю, что мог и спиться, но от этого не застрахованы и самые идеальные в детстве люди, поэтому данным обстоятельством для нашего случая можно пренебречь. И еще, я не говорю об истинных гениях, которые становятся отличниками играючи, не прилагая вообще никаких усилий к учебе из-за изначально мощного интеллекта. Я говорю об обычных среднестатистических людях, которые выбирают разные векторы для своего развития.
И тут возникает вполне закономерный вопрос, который идет вразрез с тем, что нам закладывают в детстве: как же двоечнику удалось пробиться без всех этих интегралов и суффиксов, которые, если верить родителям и учителям, являются путеводной звездой в достойное будущее? Сегодня, проанализировав свой и чужой жизненной опыт, могу уверенно заявить, что эти советы абсолютно вредные и нежизнеспособные. Привычка всегда слушать других и прикладывать усилия к реализации их указаний приводит только к одному – полному разочарованию и непониманию: «я же все делаю, как надо, что тогда со мной не так?»
А действительно, как двоечники добиваются успеха? Ведь по классике жанра мы стремимся получить золотую медаль, а потом красный диплом, предвкушая, что работодатель придет в экстаз от осознания того, какого гения он сейчас принимает на работу. Но в реальной жизни все гораздо сложнее, и средний балл аттестата или энциклопедические знания не имеют никакого значения, если вы не способны генерировать идеи для новых проектов, не умеете продавать, быстро ориентироваться в новых условиях и использовать реалии в свою пользу.
Жизнь не раз доказывала, что балом правят «плохиши»: мальчишки, которые срывали уроки и тоннами носили домой «лебедей», и девчонки, которых с позором отсаживали на задние парты, каким-то волшебным образом реализуются как в карьере, так и в личной жизни. Они берут свое по максимуму – но почему? Чем они лучше?
А объяснить все довольно просто и вполне научным языком. В школу все дети приходят плюс-минус одинаковыми. Для них это новый, неизведанный мир, и мозг ищет способы, как в нем существовать. И здесь есть два пути. Первый – постоянно зубрить, стать исполнительным и покорным. Его выбирают те, кто в дальнейшем станет отличником. Общество культивирует подобные действия, хотя на самом деле они не имеют никакой ценности для будущего. Ребенок привыкает достигать цели одними и теми же монотонными способами, условно – ходить одной и той же дорогой - в результате чего в мозге образуются прочные нейронные связи, а новые не появляются, потому что ребенок не проявляет смекалку, не учится договариваться и выкручиваться. В отличие от двоечника. Тот познает жизнь по иной схеме, постоянно сталкивается с новыми задачами, старые пути решения для которых не годятся. Получил двойку. Как сделать так, чтобы не влетело от родителей? Признаться, договориться с учителем, пронести шпаргалку на пересдачу, умудриться списать?
В школе кажется, что они мелкие обманщики, толку от которых не будет. Но потом оказывается, что именно эти качества и нужны, чтобы состояться в жизни! Пока зубрилы чахнут над учебниками, двоечники успевают дружить, влюбляться, строить межличностные отношения, разбираться в людях. Они готовят себя к выходу во взрослую жизнь, где никому не нужны безынициативные, покорные исполнители. Нет, они, конечно, нужны – в качестве серого офисного планктона, на которого свешивают самую скучную, тошнотворную работу.
Поговорим о причинах искажения сознания у отличников. Ведь не приходят же они в школу со слепым желанием подчиняться и зубрить. Это творим мы, родители. Мы вселяем в детей тревожность: «Отставать нельзя – пойдешь полы мыть», «Эта оценка – твой путь в будущее». Ребенок находится в постоянном страхе перед реакцией родителей и компенсирует тревожность привычным действием, которое успокаивает и работает в стенах школы.
Двоечники имеют надежную отстройку от мнения учителей и даже родителей. Ну либо просто мудрых родителей. Они независимые и свободные, не пытаются кому-то угодить, а просто проживают свою жизнь. Они живут моментом: да, сегодня провал, а завтра может быть куш. И, как ни странно, почти всегда выигрывают.
Если вы выросли с комплексом отличника, то никогда не поздно от него избавиться. Для этого нужно формировать новые нейронные связи. Можно начать с элементарного: ходить домой по незнакомым маршрутам, заглядывать в другие магазины. Сменить стиль одежды, выбирать другие блюда на обед. Потом переходите на более сложный уровень: запишитесь на интересные обучающие курсы: иностранный язык, шитье, удаленная работа – все, что угодно. Пробуйте новое во всем: еде, шанрах книг и кино, общайтесь с людьми из разных культур. Увидите, как привычные рабочие задачи решаются быстрее, более простыми и легкими путями, о которых вы раньше не задумывались. И вот вы уже получаете повышение или открываете собственное дело, переезжаете в другой город или избавляетесь от балластных отношений, которые не давали дышать. А всего лишь – научились думать своей головой, а не тупо выполнять привычный сценарий!
Знаете успешных двоечников?
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
С любовью к Вам, Денис Шилкин