30 января 1895 года в городе Шверин родился человек, имя которого было дано судну, чья гибель породила немало легенд и видимо, они продолжат множиться и видоизменяться с течением времени. Итак, человека звали Вильгельм Густлофф, личность которая лично у меня, мягко говоря, не вызывает особой симпатии. После школы работать Вильгельм пошел в местный банк, на начавшуюся первую мировую призван не был, вроде как из-за слабого здоровья. В 1917 году он весьма вовремя переводится в швейцарский филиал банка, работает страховым агентом и крах Германии в войне застает весьма в комфортных условиях. В 1929 году Густлофф вступает в национал-социалистическую немецкую рабочую партию и за три года упорной работы по вербовке новых членов партии создает швейцарское отделение НСДАП. 30 января 1933 к власти в Германии приходят нацисты и новый лидер партии Адольф Гитлер официально назначает Вильгельма Густлоффа руководителем Швейцарского отделения партии. Пробудет он им не долго, его интенсивные занятия по пропаганде антиеврейских настроений приведут к его убийству студентом евреем в швейцарском городе Давос 4 февраля 1936 года. Произошедшее стало подарком для еще нарождающейся пропаганды нацисткой Германии. В Шверине были организованны грандиозные похороны, в стране объявлен траур, а убитого записали в новые мученики. Разумеется национальность убийцы использовали по полной, как доказательство правоты проводившейся антисемитской пропаганды. Именем Вильгельма Густлоффа называли улицы и площади по всей стране, ну теперь мы подходим к моменту увековечивания его имени в названии нового пассажирского океанского лайнера.
Судно построили в 1937 году и изначально имя его было «Адольф Гитлер», но учитывая важность момента, фюрер третьего рейха лично распорядился сменить имя на «Вильгелм Густлофф».
«Вильгелм Густлофф», речь теперь о судне, официально был спущен на воду 5 мая 1937 года, а в строй его приняли 23 марта 1938 года. Предназначался он изначально для организации с названием весьма забавно звучащим в дословном переводе «Сила через радость», средства на постройку были собраны именно ей. Организация была отделом нацисткой партии отвечавшим за организацию досуга, ну и через него, популяризацией идей национал-социализма. Судно получилось далеко не уникальным, в плане технических характеристик, да и на внешность особо красавцем не было. Вся исключительность была в удобствах и объектах для отдыха и развлечений. На лайнере был бассейн, зимний сад, музыкальные салоны, бары и для демонстрации «бесклассовости» нацистского режима все каюты были одного размера, с одинаковыми отличными удобствами. По типу силовой установки судно было дизель-электроходом, четыре восьмицилиндровых дизельных генератора питали бортовую сеть и два гребных электродвигателя, которые вращали два четырехлопастных винта. Размерения наибольшие были такими - длина 208 метров, ширина 23 метра и высота 56 метров. Скорость была так себе, всего 15 с половинкой узлов, впрочем, для плавучего дома отдыха и медленного круизника вполне сойдет. Флагманом круизного флота и витриной достижений национал-социализма судно пробыло совсем немного успев набегать пол сотни круизов по Северному и Средиземному морям. В 1939 году начинается война и «Вильгельма Густлоффа» мобилизуют в состав флота. По началу он использовался как плавучий госпиталь, он нес эмблемы красного креста, не нес вооружения и подпадал под защиту Гаагской конвенции, именно таким, с эмблемами красного креста, его упорно изображают вышедшим в свой последний рейс, многие западные авторы. К началу 1941 переходит в распоряжение германских подводных сил и становится учебным центром школы подводников находясь в оккупированной польской гавани Гдыня, немцы переименовали город в Готенхафен. Судно красят в серый защитный цвет, ставят зенитное вооружение и переводят в класс вспомогательных крейсеров, по совместительству плавбазу подводного флота.
До 1943 года в жизни судна ничего значимого не происходило, с него сходили новые и новые подготовленные кадры подводного флота нацистской Германии. 9 октября 1943 гавань впервые подверглась серьезной бомбардировке авиации союзников. В ее результате сосед «Вильгельма Густлоффа» пошел ко дну, а ему самому были нанесены повреждения. Не смотря на приближение фронта, отвод судна оттягивали до последнего, но в начале 1945 тянуть дальше с отходом означало потерять судно и его было решено отвести его в Германию. Выход был намечен на 30 января 1945 года, в 12 : 30 судно отошло от причала. В 21:16 первая торпеда попала в левый борт в носовой части судна, затем вторая попадает в район бассейна и наконец третья в машинное отделение. Повреждения были критическими, но несмотря на это «Вильгельм Густлофф» продержался на воде около часа. Атаку провела советская подводная лодка С-13, под командованием А.И. Маринеско, лодка произвела пуск торпед в надводном положении с дистанции в километр, зайдя на цель со стороны берега, откуда атаки меньше всего ожидали. Эта трагедия, а любое кораблекрушение крупного судна с большим числом жертв трагедия, вне зависимости от нации и флага, по началу большой огласке предана не была. Но вот в середине 60-х годов прошлого века, в разгар «Холодной войны» история с потоплением «Вильгельма Густлоффа» начала использоваться на западе как пример бесчеловечности советских подводников, ее так раскрутили в западной Германии, что судно стало более известно, чем человек в честь которого его назвали. Новые краски и страшные подробности событие начало приобретать в 90-е годы прошлого века, впрочем, большая часть этих подробностей кроме слов их сказавших более ничем не подтверждена. Все попытки обозначить атаку как военное преступление были пресечены еще в годы «Холодной войны», в той же западной Германии. Институтом морского права города Киль, в ответ на обращение организации отставных моряков нацистского флота, требовавших официально признать командира С-13 военным преступником, было однозначно установлено, что на момент атаки «Вильгельм Густлофф» являлся военным судном и потому атака его под понятие военного преступления не подпадает. Что касается беженцев на борту, то за них отвечали те моряки, что разрешили им взойти на борт. Впрочем, разбирательства в политических и идеологических перепалках, к теме данной статьи не относятся.
Последнее место упокоения лайнера находится в Балтийском море, в точке с координатами, пятьдесят пять градусов, четыре минуты, двенадцать секунд северной широты и семнадцать градусов, четыре минуты, тридцать шесть секунд восточной долготы, глубина сорок пять метров.
После окончания войны место гибели несколько раз посещали специалисты из ФРГ, Польши и СССР, в ходе одного из посещений центральная часть судна была подорвана для уменьшения угрозы судоходству, в виду малой глубины затопления. На польских картах место обозначено как «препятствие №73» и признано братской могилой, посещение возможно лишь для научных исследований с официального разрешения польских властей.