Найти тему
Море, люди, корабли.

Визитка третьего рейха, лайнер "Вильгельм Густлофф"

Вильгельм Густлофф, фото из свободных
Вильгельм Густлофф, фото из свободных

30 января 1895 года в городе Шверин родился человек, имя которого было дано судну, чья гибель породила немало легенд и видимо, они продолжат множиться и видоизменяться с течением времени. Итак, человека звали Вильгельм Густлофф, личность которая лично у меня, мягко говоря, не вызывает особой симпатии. После школы работать Вильгельм пошел в местный банк, на начавшуюся первую мировую призван не был, вроде как из-за слабого здоровья. В 1917 году он весьма вовремя переводится в швейцарский филиал банка, работает страховым агентом и крах Германии в войне застает весьма в комфортных условиях. В 1929 году Густлофф вступает в национал-социалистическую немецкую рабочую партию и за три года упорной работы по вербовке новых членов партии создает швейцарское отделение НСДАП. 30 января 1933 к власти в Германии приходят нацисты и новый лидер партии Адольф Гитлер официально назначает Вильгельма Густлоффа руководителем Швейцарского отделения партии. Пробудет он им не долго, его интенсивные занятия по пропаганде антиеврейских настроений приведут к его убийству студентом евреем в швейцарском городе Давос 4 февраля 1936 года. Произошедшее стало подарком для еще нарождающейся пропаганды нацисткой Германии. В Шверине были организованны грандиозные похороны, в стране объявлен траур, а убитого записали в новые мученики. Разумеется национальность убийцы использовали по полной, как доказательство правоты проводившейся антисемитской пропаганды. Именем Вильгельма Густлоффа называли улицы и площади по всей стране, ну теперь мы подходим к моменту увековечивания его имени в названии нового пассажирского океанского лайнера.

Лайнер «Вильгелм Густлофф», фото из свободных
Лайнер «Вильгелм Густлофф», фото из свободных

Судно построили в 1937 году и изначально имя его было «Адольф Гитлер», но учитывая важность момента, фюрер третьего рейха лично распорядился сменить имя на «Вильгелм Густлофф».

«Вильгелм Густлофф», речь теперь о судне, официально был спущен на воду 5 мая 1937 года, а в строй его приняли 23 марта 1938 года. Предназначался он изначально для организации с названием весьма забавно звучащим в дословном переводе «Сила через радость», средства на постройку были собраны именно ей. Организация была отделом нацисткой партии отвечавшим за организацию досуга, ну и через него, популяризацией идей национал-социализма. Судно получилось далеко не уникальным, в плане технических характеристик, да и на внешность особо красавцем не было. Вся исключительность была в удобствах и объектах для отдыха и развлечений. На лайнере был бассейн, зимний сад, музыкальные салоны, бары и для демонстрации «бесклассовости» нацистского режима все каюты были одного размера, с одинаковыми отличными удобствами. По типу силовой установки судно было дизель-электроходом, четыре восьмицилиндровых дизельных генератора питали бортовую сеть и два гребных электродвигателя, которые вращали два четырехлопастных винта. Размерения наибольшие были такими - длина 208 метров, ширина 23 метра и высота 56 метров. Скорость была так себе, всего 15 с половинкой узлов, впрочем, для плавучего дома отдыха и медленного круизника вполне сойдет. Флагманом круизного флота и витриной достижений национал-социализма судно пробыло совсем немного успев набегать пол сотни круизов по Северному и Средиземному морям. В 1939 году начинается война и «Вильгельма Густлоффа» мобилизуют в состав флота. По началу он использовался как плавучий госпиталь, он нес эмблемы красного креста, не нес вооружения и подпадал под защиту Гаагской конвенции, именно таким, с эмблемами красного креста, его упорно изображают вышедшим в свой последний рейс, многие западные авторы. К началу 1941 переходит в распоряжение германских подводных сил и становится учебным центром школы подводников находясь в оккупированной польской гавани Гдыня, немцы переименовали город в Готенхафен. Судно красят в серый защитный цвет, ставят зенитное вооружение и переводят в класс вспомогательных крейсеров, по совместительству плавбазу подводного флота.

В серой окраске нашелся такой, фото из свободных
В серой окраске нашелся такой, фото из свободных

До 1943 года в жизни судна ничего значимого не происходило, с него сходили новые и новые подготовленные кадры подводного флота нацистской Германии. 9 октября 1943 гавань впервые подверглась серьезной бомбардировке авиации союзников. В ее результате сосед «Вильгельма Густлоффа» пошел ко дну, а ему самому были нанесены повреждения. Не смотря на приближение фронта, отвод судна оттягивали до последнего, но в начале 1945 тянуть дальше с отходом означало потерять судно и его было решено отвести его в Германию. Выход был намечен на 30 января 1945 года, в 12 : 30 судно отошло от причала. В 21:16 первая торпеда попала в левый борт в носовой части судна, затем вторая попадает в район бассейна и наконец третья в машинное отделение. Повреждения были критическими, но несмотря на это «Вильгельм Густлофф» продержался на воде около часа. Атаку провела советская подводная лодка С-13, под командованием А.И. Маринеско, лодка произвела пуск торпед в надводном положении с дистанции в километр, зайдя на цель со стороны берега, откуда атаки меньше всего ожидали. Эта трагедия, а любое кораблекрушение крупного судна с большим числом жертв трагедия, вне зависимости от нации и флага, по началу большой огласке предана не была. Но вот в середине 60-х годов прошлого века, в разгар «Холодной войны» история с потоплением «Вильгельма Густлоффа» начала использоваться на западе как пример бесчеловечности советских подводников, ее так раскрутили в западной Германии, что судно стало более известно, чем человек в честь которого его назвали. Новые краски и страшные подробности событие начало приобретать в 90-е годы прошлого века, впрочем, большая часть этих подробностей кроме слов их сказавших более ничем не подтверждена. Все попытки обозначить атаку как военное преступление были пресечены еще в годы «Холодной войны», в той же западной Германии. Институтом морского права города Киль, в ответ на обращение организации отставных моряков нацистского флота, требовавших официально признать командира С-13 военным преступником, было однозначно установлено, что на момент атаки «Вильгельм Густлофф» являлся военным судном и потому атака его под понятие военного преступления не подпадает. Что касается беженцев на борту, то за них отвечали те моряки, что разрешили им взойти на борт. Впрочем, разбирательства в политических и идеологических перепалках, к теме данной статьи не относятся.

Последнее место упокоения лайнера находится в Балтийском море, в точке с координатами, пятьдесят пять градусов, четыре минуты, двенадцать секунд северной широты и семнадцать градусов, четыре минуты, тридцать шесть секунд восточной долготы, глубина сорок пять метров.

Вариант расположения обломков на дне, фото из свободных
Вариант расположения обломков на дне, фото из свободных

После окончания войны место гибели несколько раз посещали специалисты из ФРГ, Польши и СССР, в ходе одного из посещений центральная часть судна была подорвана для уменьшения угрозы судоходству, в виду малой глубины затопления. На польских картах место обозначено как «препятствие №73» и признано братской могилой, посещение возможно лишь для научных исследований с официального разрешения польских властей.